Авианесущий крейсер «Викрамадитья», ранее носивший название «Адмирал Горшков», будет готов к 2012 году. Эту дату назвал гендиректор «Севмаша» Николай Калистратов в беседе с президентом Медведевым, который в четверг посетил промышленное объединение в Северодвинске.
«Горшков», много лет стоящий у причальной стенки, стал центральным объектом визита Медведева.
Почему был подписан такой контракт, который теперь невозможно выполнить, говорил президент Калистратову. Тот: «Не оценили масштабность и сложность работ». «Почему не оценили?» — Медведев, строго. «Мы в России делаем это впервые», — пояснил Калистратов.
«Промахнулись?» — продолжил президент. «Промахнулись в несколько раз», — посетовал директор.
«Зачем подписывали? В результате всем приходится оправдываться: вам передо мной, мне перед индийскими коллегами», — сказал президент. Он отметил, что «Горшков» — едва ли не единственный проблемный вопрос между Россией и Индией.
Калистратов согласился, что это была ошибка. По его словам, модернизация авианосца после изучения его механизмов и агрегатов оказалась гораздо дороже, чем ранее планировалось. Сейчас речь идет о $2 млрд. «Оборудование все пришлось менять на новое, и цена выросла очень значительно», — пояснил он столь резкое изменение цены. Гендиректор «Севмаша» также обвинил в затягивании проекта индийскую сторону. «Индийские друзья «химичат», — сказал он. И образно пояснил: сначала хотели «Жигули», а теперь «Мерседес». Всего за реконструкцию Индия перевела пока $360 млн, рассказал Медведеву Калистратов.
«Надо считать, что это первый и очень трудный опыт, — сказал президент. — Надо заканчивать его, сдавать корабль. В противном случае это будет иметь тяжелые последствия». К концу 2012 года проект будет завершен, заверил гендиректор «Севмаша». «По испытаниям все уже решили, подготовили», — пояснил Калистратов. Сначала пройдут испытания российской стороной, а затем тесты будут продолжены с участием индийских коллег.
Позже на совещании президент сказал: завершение модернизации «Горшкова» — «это вопрос престижа». «Все споры (с индийскими заказчиками) необходимо закрыть, договориться по остающимся неурегулированными параметрам и работу завершить», — поставил он задачу.
Источник в Кремле поясняет, что президент, «говоря о необходимости сделать все в сроки, имел в виду, чтобы обе стороны спора — «Севмаш» и Индия — скорее определились со своими требованиями». Собеседник в администрации президента уточняет, что Россия при этом продолжает считать стоимость работ по переоснащению «Горшкова» в $2 млрд «конкурентоспособной в мире». Нередко в других странах такие проекты оцениваются и в большие суммы, поясняет собеседник.
Однако снижение стоимости в процессе переговоров возможно. Выпадающие затраты могут покрыть дополнительные госинвестиции в «Севмаш», о которых упомянул в Североморске Медведев.
Очевидно, у предприятия большие проблемы с эффективностью производства, производительностью труда, менеджментом, кадрами, что закладывается в цену, полагает главный редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Как считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, вряд ли индийская сторона заплатит $2 млрд. По его оценке, Россия и Индия могут сойтись на дополнительных $1–1,5 млрд. Барабанов считает, что окончательная сумма составит около $1,5 млрд. При этом контракт для Москвы не станет убыточным, говорит Макиенко, поскольку важны не только деньги, но и сохранение предприятия, рабочих мест и компетентных специалистов, что может понадобиться, если когда-нибудь Россия все-таки начнет строить авианосцы для своей армии.