В четверг экс-министр здравоохранения и соцразвития России Михаил Зурабов без особых затруднений преодолел очередное препятствие на пути к должности посла России на Украине.
Семь членов комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками из восьми одобрили его кандидатуру на закрытом заседании. Один — коммунист — высказался против.
Дмитрий Медведев внес кандидатуру Зурабова в обе палаты российского парламента еще в среду. В тот же день члены комитета Совфеда по делам СНГ единогласно поддержали выбор президента. Председатель Вадим Густов сказал «Газете.Ru», что Зурабов — «зрелый, состоявшийся человек и политик», и никакой дискуссии на заседании не было.
В Госдуме Зурабову пришлось тяжелее, хотя глава комитета по делам СНГ Алексей Островский заранее пообещал, что проблем с утверждением Зурабова не возникнет.
Как рассказал «Газете.Ru» присутствовавший на заседании депутат Александр Хинштейн, «был спокойный разговор, Зурабова критиковали, хотя и не очень жестко».
Активнее всех экс-министра ругал именно Хинштейн, который, по его словам, «не мог не прийти проводить своего любимца». «Говорят, что он хороший управленец. Но это зависит от поставленной задачи. Вот Эйхман, например, решил еврейский вопрос… Одно хорошо, что его направляют подальше за пределы России», — сказал Хинштейн.
Проголосовавший против экс-министра депутат от КПРФ Владимир Никитин объяснил «Газете.Ru» мотивы своего поступка. «Украина — это плацдарм конкуренции между русской и западной цивилизациями. Здесь нужен человек, который будет укреплять духовное единство двух стран, нравственный авторитет», — сказал Никитин. Зурабов, по его мнению, не такой, да и вовсе «убежденный западник». Никитин уверен, что именно поэтому его предпочел Медведев.
Крайне недоволен выбором Кремля был и первый зампред комитета «единоросс» Константин Затулин. Однако он поступил изящнее и в день заседания комитета уехал в Белград.
За Зурабова Затулин, по его словам, проголосовал заочно. «Мое мнение играет подчиненную роль по отношению к мнению президента, который выбрал именно Зурабова. С момента внесения его кандидатуры для меня дискуссия прекратилась. Желаю ему успеха, причем не столько Зурабову, сколько России», — добавил Затулин.
Мотивы назначения экс-министра, по мнению Затулина, заключаются в том, что он доказал свою готовность выполнять любые поручения руководства. «К тому же посол на Украине должен иметь выход на самых первых лиц государства, а Зурабов такими связями обладает», — сказал депутат «Газете.Ru».
После одобрения кандидатуры посла Госдумой и Совфедом дело за Украиной: Киев должен одобрить кандидатуру Зурабова и прислать на него агреман.
Только после этого Медведев своим указом назначит Зурабова послом, тот направится на Украину, где после вручения Виктору Ющенко верительных грамот приступит к работе.
По словам замглавы МИД РФ Григория Карасина (его тоже прочили на пост посла на Украине), агреман пока не получен. Но проблем с ним не возникнет, считают депутаты. «На Украине боялись, что назначат экзотическую фигуру вроде меня или Лужкова, так что они вздохнули с облегчением. Они надеются, что Зурабов не будет заниматься защитой русского языка и культуры, а ловить отдельные бизнес-интересы», — считает Затулин. Густов добавил, что кандидатура Зурабова, конечно, уже согласована на уровне администраций президентов обеих стран.
В Киеве действительно рады, что к ним едет не Затулин или депутат-политолог Сергей Марков.
«Нулевая возможность того, что агреман не дадут, ведь это крайняя мера. Мы ожидали более жесткого и провокационного варианта, а к Зурабову негативных отношений нет, он абсолютно приемлем», — сказал «Газете.Ru» первый зампред международного комитета Верховной рады Тарас Чорновил. Он уверен, что агреман пришлют в ближайшее время.
Депутат от пророссийской Партии регионов признает, что логически объяснить назначение Зурабова, «никакого отношения к Украине никогда не имевшего», трудно. «Это сигнал, что теперь будет полная централизация и решать вопросы надо будет через Кремль или МИД России, а через посольство, как было при Черномырдине, проводить экономические и политические проекты не получится».