Сотрудники оборонного ЦКБ имени Алексеева, частично принадлежащего государственной Объединенной судостроительной корпорации, из-за невыплаты зарплаты угрожают остановить производство и пишут Владимиру Путину. Собственники обещают решить вопрос в среду.
Зарплату 160 сотрудникам Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева (Нижний Новгород) не платят с декабря 2008 года.
В феврале конструкторы обратились в прокуратуру Сормовского района Нижнего Новгорода, на территории которого располагается ЦКБ. В ходе совместной с государственной инспекцией труда Нижегородской области проверки прокуроры установили, что предприятие задолжало работникам 3,7 млн рублей в виде зарплаты и выходных пособий уволенным сотрудникам.
В мировой суд прокуратурой было направлено 160 исков в интересах работников о взыскании в их пользу зарплаты. В отношении гендиректора ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Сергея Платонова было возбуждено дело об административном правонарушении. Однако с тех пор в ЦКБ ситуация менялась только в худшую сторону.
После очередной прокурорской поверки выяснилось, что, по данным на 3 июня, сумма долга по зарплате и выходным пособиям за последние полгода составила уже 10 млн 366 тысяч 261 рубль.
В отношении Платонова завели еще одно административное дело, на этот раз по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет. Тем временем посетить ЦКБ решили сотрудники Волго-Вятского управления по урегулированию коллективных трудовых споров. Специалисты по урегулированию трудовых споров намеревались разъяснить конструкторам порядок проведения забастовки и оказать методическую помощь.
Однако, как утверждает руководитель Волго-Вятского управления Николай Николаев, его подчиненных на завод не пустили, ссылаясь на особый режим предприятия.
Предупредительная забастовка работников ЦКБ состоялась с 11 до 12 часов дня 10 июня. На мероприятие они пришли с цветами — их возложили к памятнику основателю завода Ростиславу Алексееву — и плакатами «Нас кинули!».
17 июня должно состояться собрание собственников ЦКБ, на котором будет решаться вопрос о выплате зарплаты. В случае если требования работников не будут удовлетворены, в соответствии с законодательством конструкторы должны принять официальные документы и провести еще одну предупредительную забастовку, после чего провести массовые протестные мероприятия, говорит Николаев.
Работники ЦКБ могут даже отказаться спустить на воду новый военный корабль, допускает Николаев.
Николаев не стал комментировать информацию о срыве работ по сдаче корабля. «Это лишь предположения, срыв заказа может быть, а может и не быть. Здесь все решает коллектив», — сказал он «Газете.Ru».
Ведущий инженер ЦКБ и председатель профкома на общественных началах Валерий Стрежнев заверил «Газету.Ru», что «мы сделали приостановку работы на час, чтобы на нас тоже обратили внимание, а отказываться от работы пока не планируем».
Работники ждут вмешательства властей. В случае если администрация области проблему не решит, конструкторы ждут Путина. «Кто ж возражает, чтобы Путин приехал, но, думаю, до нас он все-таки не доедет. Но если приедет, у нас к нему есть вопросы. Я ему уже писал письмо, что нужно сохранить ЦКБ, но он не ответил», — сказал ведущий инженер.
Правительство Нижегородской области обещало взять ситуацию под контроль и выплатить зарплату до конца июня.
После встречи с акционерами ЦКБ министр промышленности и новаций области Николай Сатаев не исключил возможности смены собственника предприятия. Исполняющий обязанности губернатора области Владимир Иванов (Валерий Шанцев находится в отпуске) заявил, что долги по зарплате должны быть погашены до конца июня.
Николаев скептически относится к заявлениям Иванова и Сатаева. «Как они могут подействовать на собственников ЦКБ, если доли государства в данном предприятии уже нет», — спрашивает Николаев.
Почти 15% акций ЦКБ, находящихся в госсобственности, переданы в уставный капитал ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», остальные акции принадлежат московским ОАО «Промышленная компания «Гермес-союз», ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» и ООО «Ридо» (Санкт-Петербург).
По мнению Николаева, ситуация в ЦКБ, скорее всего, является следствием позиции, которую заняли гендиректор либо собственники. Под нажимом Волго-Вятского управления год назад руководством ЦКБ уже была погашена часть долга по зарплате. «Думаю, что происходящее — это не следствие реального отсутствия средств нас зарплату, потому что Минобороны худо-бедно платит за свои заказы. Вопрос, куда деваются эти деньги», — говорит Николаев.