Скончался генерал-лейтенант Эдуард Фере, который считался одним из важнейших свидетелей по «делу Гонгадзе». Фере находился в коме почти 6 лет, и следователи так и не смогли допросить его по делу. О его смерти сообщила руководитель департамента связей с общественностью и международной деятельности МВД Украины Инна Кисель, передает «Интерфакс».
Фере с 1995-го по 2000 год руководил аппаратом министра внутренних дел Украины Юрия Кравченко, а также, по некоторым данным, был близок к руководителю департамента наружного наблюдения Алексею Пукачу.
Украинский журналист Георгий Гонгадзе исчез в Киеве 16 сентября 2000 года, а в ноябре того же года в лесу под Киевом было найдено обезглавленное тело похищенного ранее журналиста. Расследование убийства несколько раз приостанавливалось, а затем возобновлялось. Только в 2008 году трое бывших сотрудников департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины – полковники Валерий Костенко и Николай Протасов, майор Александр Попович – были признаны виновными в совершении убийства журналиста и приговорены к 12 (Костенко и Попович) и 13 годам (Протасов) лишения свободы. Бывший начальник департамента наружного наблюдения Алексей Пукач, по версии следствия, по распоряжению которого действовали осужденные, сейчас находится в розыске.
Дело было расследовано только в части исполнителей, а по организаторам и заказчикам преступления расследование до сих пор находится в прокуратуре. В 2007 году была озвучена версия, что приказ о расправе мог передаваться через Фере и главу госдуарственного управделами генерал-полковника Юрия Дагаева. Однако к этому моменту проверить версию стало довольно сложно. В 2003 году, когда следственная группа вышла на исполнителей убийства, Фере неожиданно впал в кому. Врачи спустя некоторое время констатировали, что он вряд ли сможет помочь следствию. Через три недели Дагаев, так же как и Фере, внезапно заболел, был отправлен на лечение за границу, где и умер. В 2005 году на допрос по этому делу был вызван министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко, но в тот день, когда он должен был явиться в Генпрокуратуру, его нашли мертвым. Эксперты сочли смерть самоубийством, в его кармане была найдена записка «Мои дорогие, я не виноват ни в чем. Простите меня. Я стал жертвой политических интриг президента Кучмы и его окружения. Ухожу от вас с чистой совестью. Прощайте».
Также Фере мог владеть информацией о гибели лидера «Народного руха» Вячеслава Чорновила в 1999 года. Автомобиль Чорновила на полном ходу врезался в «КамАЗ» с прицепом, который неожиданно преградил ему дорогу. Дело было закрыто, однако сторонники Чорновила утверждают, что это была запланированная автокатастрофа, к организации которой имели отношения милицейские чины.