Дмитрий Медведев продолжает подтверждать свою репутацию IT-президента. В среду он встретился в Барвихе с группой молодых российских программистов — с победителями 33-го студенческого чемпионата мира по программированию, прошедшего в Стокгольме. В этом году награды получили три российские команды: Санкт-Петербурского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) – первое место, Санкт-Петербургского государственного университета (третье место) и Саратовского государственного университета (четвертое место).
Президент просил рассказать, команды каких стран являются главными конкурентами. «Были, по-моему, китайцы и Массачусетский институт», — ответил тренер команды Санкт-Петербургского университета информационных технологий Андрей Станкевич. Для иллюстрации уровня чемпионата Станкевич рассказал условия трех задач, которые нужно было решить участникам. Студенты должны были написать программы для помощи авиадиспетчерам, для расчета прокладки трубопровода и для учета мнений депутатов по законопроектам. Все эти темы президенту понравились.
Помимо рассказа о чемпионате президента интересовало мнение молодых программистов и представителей вузов, что требуется для развития IT-индустрии в России, для создания правильных форм работы, для формирования стартапов. Президент честно признал, что в этой сфере в России не все хорошо. «Может, кто-то что-то скажет? Что надо сделать правительству, государству?» — обратился он. «Широкие задачи поставили», — признался Копелиович. «Они не широкие», — возразил Медведев.
Президент поделился мнением, что необходима диверсификация российской экономики, в частности развитие IT-технологий. «Все крупные сырьевые компании и страны, которые в значительной мере зависят от экспортно-сырьевых источников, — они просели (в результате кризиса), и мы просели из-за этого», — сказал Медведев. Падение же стоимости крупных IT-компаний, компаний интернет-индустрии в ходе кризиса оказалось значительно меньшим. «Это говорит о том, что кризис бьет по-разному и, если бы мы в большей степени были ориентированы на внутренний рынок, если бы у нас развивались нормально инновационные компоненты экономики, кризис бы нас в меньшей степени затронул», — посетовал Медведев.
Медведев, а также присутствующие на встрече представители вузов признали, что главная проблема – в нежелании бизнеса участвовать в коммерциализации научных разработок. «Для этого требуются, очевидно, налоговые стимулы, но это еще не все, — пояснил президент. — Самое слабое звено сейчас — то, каким образом мотивировать бизнес к этой работе». Он признал, что российский бизнес пока не хочет заниматься венчурными проектами и не хочет рисковать не только в условиях кризиса, но и в обычной ситуации.
При этом развитие IT-индустрии за счет создания крупных компаний – не выход, сказал Медведев. «Вот мы создали, скажем, госкорпорацию по нанотехнологиям (глава «Роснано» — Анатолий Чубайс — «Газета.Ru»). Это такой инструмент, который где-то работает, а где-то вообще не работает, но самое главное, что он не создает ткань. Это просто одна большая структура, у которой много денег и которой еще нужно понять, как правильно их истратить, чтобы потом не упрекнули, что они ушли в песок», — обрисовал он работу «Роснано».
Президент согласился, что в IT-сфере нужно ориентироваться как раз на малые и средние предприятия. И поинтересовался у министра образования Андрея Фурсенко судьбой законопроекта о малых предприятиях при вузах, который давно должны были внести в Госдуму. «Объявили об этом даже как о мере по противодействию безработице, а документа все нет», — строго сказал Медведев. Фурсенко ответил, что сейчас законопроект находится в правительстве, как только будет дано заключение, сразу же будет отправлен в парламент.
В конце встречи победители подарили президенту футболку одной из команд. «Вы у нас президент — продвинутый пользователь. Вы, наверное, могли бы поучаствовать в олимпиаде, но у вас времени на это нет», — сказал Станкевич, вручая Медведеву майку. «Буду в ней смотреть интернет», — пообещал Медведев.