Постановление № 322 от 15 апреля 2009 г. в четверг опубликовано на сайте правительства. Оно состоит из перечня дополнительных критериев оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов, методики оценки этой эффективности и формуляра отчета, который главы регионов направляют ежегодно в кабинет министров.
Согласно указу президента от 28 июля 2007 года, кабинет министров должен был выпустить нынешнее постановление еще за полтора года до 15 апреля – к августу 2007 г.
Указом Путина от 2007 г. было предусмотрено, что кроме тех 43 критериев, что упомянуты в нем самом, правительство вскоре предложит перечень дополнительных показателей, методику оценку эффективности губернаторов и форму отчета последних перед центром. Однако необходимые подзаконные акты так и не были приняты. Еще в 2008 г. эксперты отмечали, что указ фактически не работает.
В 2007 г. была поставлена «объективно не решаемая в такие короткие сроки задача», считает директор Института региональной политики Булат Столяров. Заминка была связана с кризисом и бюрократией, говорит вице-премьер одного из региональных правительств ЮФО. Президент и премьер менялись местами, возможно, перераспределялись полномочия, допускает глава комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Ранее президент Дагестана говорил в интервью «Газете.Ru», что никаких новых критериев оценки органов власти регионов с началом кризиса «из Москвы не спущено».
Постановление правительства расширяет число показателей для оценки эффективности региональных властей почти до 300. Они дробятся на 9 сфер – от экономической ситуации до безопасности граждан. Оценка по каждому показателю в каждой сфере дается по четырем пунктам – в том числе по конечным результатам деятельности властей, по продвижению институциональных реформ в регионе.
Около 80 показателей оцениваются по докладам регионов, остальные – федеральными ведомствами, главным образом Росстатом.
Конечным оценщиком в документе называется правительство РФ: регионы сдают отчеты по своим показателям в Минрегион, туда же федеральные ведомства сообщают о своих выводах в отношении субъектов. Сдача отчетов – до 1 апреля.
Отчет глав субъектов Кремлю больше не упомянут. Согласно тексту указа 2007 г., губернаторы отчитываются в комиссию при президенте по совершенствованию государственного управления (учреждена Путиным в 2006 г.) до 1 мая. А до 1 сентября комиссия отчитывается перед президентом по каждому региону. Во главе комиссии стоял глава администрации президента. Сейчас комиссия не действует – упоминания о ней нет на сайте Кремля.
В методике оценки, которая приложена к нынешнему постановлению, лишь упоминается, что есть ежегодный отчет правительства президенту. Решения об отставках глав регионов все равно принимает президент, считает Глазычев. То, что президенту будет докладывать премьер, а не главы регионов или администрация Кремля, не так важно, думает эксперт.
«Эти показатели – хоть 900 – лишь технология, позволяющая научно обоснованно увольнять тех губернаторов, по кому принято политическое решение увольнять», — говорит Столяров. В этом значении их уже применяли: в феврале 2009 года, когда своих постов лишились сразу четыре губернатора, источник в администрации президента сказал, что критерии шли в ход.
Чиновник правительства одного из регионов в ЮФО считает показатели абсолютно забюрократизированными и невыполнимыми. Они нужны, «чтобы обставлять отставки», говорит он.
В число показателей вошли актуальные антикризисные и антикоррупционные – процент трудоустроенных из числа стоявших на бирже труда, число и продолжительность согласований с инстанциями при операциях с недвижимостью, строительстве, открытии малого бизнеса. Доступность жилья в регионе из расчета стоимости и среднегодового дохода семьи из трех человек теперь является критерием. Уровень внедрения ЕГЭ в региональных вузах – также критерий.
Полностью новая сфера – обеспечение безопасности граждан. Показателями тут стали, например, число рецидивистов в регионе и удовлетворенность граждан обеспечением их безопасности.
Угрожающий для глав регионов вид имеет глава «Показатели организации государственного и муниципального управления». Здесь есть критерии: объем незавершенного строительства, численность чиновничества в регионе и расходы на него.
Самые опасные для региональных лидеров пункты – об оценке жителями регионов эффективности мер властей в тех или иных сферах (в процентах от числа опрошенных). Ведомством-исполнителем по всем опросам в методике значится Федеральная служба охраны РФ (ФСО).
Получить комментарии ФСО не удалось. Собеседник в Минрегионе знает, что ФСО и прежде делала предложения проведения «своего рода альтернативных исследований общественного мнения по своей системе». В составе ФСО подразделения бывшей ФАПСИ, которые занимались такой проблематикой, говорит собеседник. На выборах 1995–1996 годов «спецслужбы, близкие к ФСО, проводили некие исследования, представлявшие собой закрытые опросы по особым методикам», вспоминает замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин. «Тогда возникало ощущение, что, используя эти каналы, заинтересованные структуры манипулировали мнением властей и либо нагнетали обстановку, либо, наоборот, разряжали, пользуясь непрозрачностью исследований», — говорит эксперт.
«Невероятно, чтобы этими исследованиями занимались в ФСО», — воскликнул министр одной из северокавказских республик. Гражданкин считает: надо было привлечь сторонних оценщиков. «Сложно сказать, насколько объективны будут результаты таких исследований. В демократическом государстве исследование основывается на данных исследований институтов, независимых от государства и имеющих высокую репутацию», — сказал эксперт.