Отсутствие у Воронина однозначного сменщика из самой Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) впервые за восемь лет заинтриговало оппозицию. Потенциальными преемниками действующего главы могут стать глава парламентской комиссии по юридическим вопросам Владимир Цуркан и спикер парламента Мариан Лупу.
В окончательный список для голосования попали 12 партий и пять независимых кандидатов, объявил в пятницу глава центризбиркома Евгений Штирбу. Но настоящих соперников у коммунистов всего трое — Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ), Либеральная партия (ЛП) и альянс «Наша Молдова» (АНМ).
О своей привлекательности партии рассказывали, кто как может. Демократическая партия устраивала турнир по футболу на обещанном, но так и не построенном коммунистами стадионе. Либеральные демократы организовывали 30-тысячные манифестации и разбивали палаточный лагерь, где обещали «бесплатные юридические консультации» от своего председателя Влада Филата. А альянс «Наша Молдова» запустил по улицам Кишинева автомобильные кортежи, украшенные партийной желто-фиолетовой символикой.
Основная претензия к коммунистам — неэффективность их правительственной политики. «За восемь лет правления коммунистов молдаване стали в 4,5 раза беднее румын, в 2,5 раза беднее украинцев и в 8 раз беднее эстонцев», — негодовал в беседе с «Газетой.Ru» лидер АНМ Серафим Урекян. «С 2001 года мы стали самой бедной нацией в нашем восточноевропейском регионе», — поддержал его лидер социал-демократов Дмитрий Брагиш.
Обеднение страны отразилось по-разному на участниках кампании.
Коммунистам, которых их противники саркастически называют «партией бедных», в рамках избирательной кампании удалось израсходовать больше всего средств — 5,3 млн лей ($500 тыс.),
хотя, по словам руководителя информационно-аналитического портала Ava.md Виталия Андриевского, реальные расходы могли составить «30-40 млн евро». Президент Воронин призывал голосовать за свою партию, разъезжая по всем городам и районам страны, а в центре столицы были развешаны десятки алых билбордов.
В эфир пошла серия эксклюзивных интервью действующего президента Воронина российскому телеведущему Владимиру Соловьеву. Появились на телеэкранах и ролики с участием человека, до степени смешения напоминающего комика Геннадия Хазанова. Тот, загримированный под князя Штефана чел Маре, вещал с позаимствованной у Леонида Филатова интонацией: «А сейчас скажу, как царь, что Молдовой правил встарь: я Воронина бы выбрал – вот достойный господарь!»
В последний день предвыборной агитации коммунисты выставили тяжелую артиллерию — голландского музыканта-электронщика DJ Tiesto. Акция под названием «Молдова — территория любви» прошла прямо перед президентским дворцом практически при полном отсутствии полиции. Но, несмотря на такую снисходительность, среди нескольких десятков тысяч танцующих корреспонденту «Газеты.Ru» удалось увидеть лишь пару красных шариков в виде сердца с надписью «голосуйте за коммунистов».
Отсутствие достоверных данных об электоральных предпочтениях населения — вообще проблема нынешней кампании. Единственный общенациональный опрос, «Барометр общественного мнения», осуществленный силами Института публичных политик, появился лишь за полторы недели до выборов. Его результаты стали разочарованием для большинства политических сил.
В парламент, по данным «Барометра», имеют шансы попасть лишь три участника гонки. Это коммунисты с 36,2% голосов, Либерально-демократическая партия, которую могут поддержать 8,3% избирателей, и либералы во главе с Дорином Киртоакэ, пользующиеся поддержкой 8,2% голосов. Остальные партии существенно недобирают до 6% — установленного законом избирательного барьера.
Руководство движения «Европейское действие» сразу же объявило эти данные «самой большой дезинформацией» всей кампании. Лидер АНМ Серафим Урекян тоже назвал такие подсчеты «нелепицей». Его партии, по этому опросу, не хватает лишь 0,6%, чтобы попасть в парламент. «Коммунистические товарищи знают, как считать голоса, — сказал лидер АНМ. — Так они уже дважды нелегитимно приходили к победе. Сначала в 2001 году, когда по «народному голосованию» получили только 50 мест из 101 в парламенте, а за счет тех партий, которые не прошли через барьер, захватили еще 21 кресло. В 2005-м же им досталось 46 мест, но получили они еще 10 мандатов». Потенциал собственной партии Урекян оценивает в 35%. На половину от этой цифры рассчитывает и председатель Социал-демократической партии Дмитрий Брагиш.
Андриевский называет эти прикидки «благими пожеланиями». «Не стоит рассчитывать на победу над ПКРМ в одиночку. Исход выборов будет определен, только когда определится весь правый сегмент политических сил», — считает политолог.
В стане противников коммунистов это понимают. Уже три партии снялись в пользу АНМ и либерал-демократов, а между АНМ, ЛДПМ и Либеральной партией, по словам Урекяна, уже ведутся «обстоятельные дискуссии о формировании коалиционного правительства».
Каким путем смогут пойти правые, через парламент или улицу, станет ясно в понедельник. «По городу ходят слухи о 200 и даже 300 тысячах готовящихся к вбросу бюллетеней, а это 10% от общего числа, — рассказал «Газете.Ru» Андриевский. — Если сторонникам оппозиции, самой пассионарной части населения, молодежи и предпринимательству, покажется, что фальсификация состоялась, им не останется ничего другого, как выйти на площади».