В Госдуму внесен законопроект «О зонах территориального развития в РФ». Под документом стоят подписи группы депутатов-единороссов — Евгения Федорова, Александра Когана, Глеба Хора, Галины Изотовой.
Проект предусматривает создание в рамках субъектов федерации или нескольких муниципалитетов территорий с особым экономическим статусом. «Особый правовой режим» подразумевает пониженную ставку налога на прибыль (18% вместо 20%), право на финансирование за счет государственного инвестфонда, облегчение условий аренды земельных участков и проч.
Территориальная зона может быть создана в рамках одного (не более) субъекта или может объединить несколько муниципалитетов одного региона. Решение о введении зоны принимается региональным законом по согласованию с федеральным правительством, говорит Федоров. Действие зон срочно, максимальный срок льгот — 20 лет, уточняет разработчик.
Закон имеет антикризисную направленность, говорит Федоров, получат толчок в развитии регионы, ориентированные на внутренний рынок: это «туристические регионы» (Кавказ, побережья), регионы с «развитым, но недооцененным инновационным потенциалом» (Томская область, наукограды, города — ядерные центры).
Однако главная цель проекта — подтягивание слаборазвитых регионов, нивелирование общего уровня развития территорий, признают разработчики.
Такую цель можно ставить для регионов Кавказа и Дальнего Востока, допускает собеседник в Минрегионе. Полтора года назад тогдашний глава ведомства Дмитрий Козак обдумывал территориальные зоны именно как способ подтягивания слабых регионов, говорит собеседник.
Эксперт Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассказывает, что поначалу закон мыслился как разумная попытка подтянуть слабые регионы, найдя в них «точки роста» — муниципалитеты-локомотивы. Но постепенно документ превратился в проект очередной помощи регионам Дальнего Востока, говорит Зубаревич, «именно на них он сейчас и рассчитан, хотя и чисто депрессивных субъектов там немного».
Сейчас закон не имеет смысла, полагает член Общественный палаты Вячеслав Глазычев. С концептуальной точки зрения куда больше подходит кластерная модель группировки — когда точки роста объединяются в границах нескольких субъектов, говорит эксперт-регионалист.
Проект вызывает скепсис и у главы Института региональной политики Булата Столярова. Прежде были проекты такого рода в Калининграде и на Дальнем Востоке, но эффект был незначительным, «где нужны большие шаги, мы делали маленькие», говорит Столяров. Действующие по закону от 2005 года особые экономические зоны (ОЭЗ) и так существуют, они являются инструментом отраслевого, а не территориального развития, что более разумно, рассуждает эксперт. Примеры таких ОЭЗ — Елабуга или Дубна.
В условиях кризиса никто не будет инвестировать в регионы Кавказа, говорит Глазычев. А инвестфонд, из которого деньги выделяются под проекты стоимостью выше 2,5 млрд рублей, вообще в этом году тратиться не будет, считает эксперт. Зубаревич согласна: проект несвоевременный.
«Сниженный налог на прибыль — не то, чем можно заманить инвестора, который и так умеет минимизировать это отчисление, — говорит Столяров. — Эффективнее работать с инструментом НДС. Как показывает мировая практика, режимы особых экономзон действуют только там, где есть «ощеломляющие» отличия налогового режима территории от страны в целом, полагает эксперт».
Минфин был против некоторых предложений законопроекта, признает Федоров, но за последний месяц текст удалось согласовать. Отзыва правительства на законопроект пока нет. Минфин, в частности, обращал внимание на отказ в региональной политике от формирования зон с особым налоговым статусом, что создает предрасположенность к злоупотреблением. В механизме отбора территорий для создания зон есть элемент коррупциогенности, соглашается Глазычев.
Федоров рассчитывает, что закон примут до конца весенней сессии. Глазычев полагает, что документу еще не гарантировано принятие.