Кандидат революционных марксистов Сальвадора Маурисио Фунес, по предварительным подсчетам, опережает своего соперника Родриго Авилу из крайне правой партии «Националистический республиканский союз» (АРЕНА) на 3 пункта, набрав 51,2% голосов. Выборы главы этого латиноамериканского государства состоялись в минувшее воскресенье при крайне высокой явке.
Революционерам из Фронта национального освобождения им. Фарабундо Марти (ФНОФМ) удалось взять реванш спустя двадцать лет после прекращения гражданской войны 1980–1992 годов, которые они провели в оппозиции. Все эти годы АРЕНА удавалось сохранять монополию на государственную власть, следуя в русле проводимой Вашингтоном политики. Сальвадор, к примеру, не только поддержал военную кампанию против Саддама Хусейна, но и отправил в Ирак небольшой контингент.
Фунес, никогда не принимавший участия в боевых действиях и державшийся в стороне от крайних политиков в мирные годы, построил свою кампанию на призывах к национальному единству перед лицом надвигающегося экономического коллапса. 49-летний бывший телеведущий называл себя «кандидатом надежды», что заставило аналитиков называть его «сальвадорским Обамой».
«С этого момента я приглашаю разные общественные и политические силы строить это единство вместе», — призвал он, объявляя о своей победе. Его правительство будет включать не только членов бывшего повстанческого фронта, но и независимых политиков и специалистов.
По словам избранного президента, первой задачей на посту станет обезопасить страну от последствий кризиса, почти лишившего страну ориентированного на экспорт текстильного производства. «Нельзя терять времени. С завтрашнего же дня я начну принимать необходимые решения», - пообещал Фунес.
Первым делом команда президента примется за борьбу с укрывательством от налогов и создание специальных фондов поощрения для сальвадорцев, которые предпочли эмигрировать из страны. Примерно четверть всех родившихся в Сальвадоре, около 2,3 млн человек, живут сейчас в США, и их денежные переводы существенно подпитывают национальную экономику. Предполагается и поощрение фермерского хозяйства, что должно уменьшить зависимость от импортного продовольствия.
По словам директора Центра исследовании постиндустриального общества Владислава Иноземцева, очередная победа ультралевых — «устойчивый тренд» для Латинской Америки. «Приход к власти Фунеса отражает лютое разочарование сальвадорцев, как и жителей многих стран региона, в политике своих правительств за последние 10–15 лет. Они не смогли предотвратить падения уровня жизни и не смогли побороть катастрофическое имущественное неравенство», — считает эксперт.
Выдвиженец правых Авила согласился со своим поражением, но призвал своих сторонников «быть начеку». «Мы будем конструктивной оппозицией, но такой оппозицией, которая бдит, чтобы свобода не покинула нашу страну», — объявил он.
В случае победы ставленника бывших повстанцев, предупреждал Авила, бывший шеф национальной полиции, страна превратится в сателлит Венесуэлы, во главе которой левый популист Уго Чавес.
Вашингтон опасается того же, хоть помощник госсекретаря по делам Западного полушария Том Шеннон и заявил, что США будут уважать результаты голосования и работать с победителем, кем бы он ни оказался.
Во внешней политике Фунес провозглашает себя умеренным и обещает не рвать связи с Вашингтоном, но его вице-президент Сальвадор Санчес Серен возглавляет крайне левое течение в ФНОФМ, прозванное «ортодоксальным». Сторонники фронта рассчитывают не столько на социалистические меры, сколько на то, что члены проправительственных «эскадронов смерти», орудовавших в 1980-х годах, не останутся безнаказанными.
«Эта победа стоила лет борьбы, самопожертвования и крови», — провозгласил Орестес Ортес, кандидат от ФНОФМ на парламентских выборах.
Итоги выборов в Сальвадоре означают присоединение к широкому фронту антиамериканских левых правителей: братьев Фиделя и Рауля Кастро на Кубе, Уго Чавеса в Венесуэле, Даниэля Ортеги в Никарагуа, Эво Моралеса в Боливии и, наконец, Рафаэля Корреа в Эквадоре.
«Я не верю в то, что левые популисты, которые встали во главе Венесуэлы, Боливии, Эквадора и теперь Сальвадора, смогут дать адекватный ответ на новые вызовы, — предрекает Иноземцев. — Их программа региональной интеграции и взаимопомощи вряд ли окажется дееспособной: они, как антиглобалисты, помешанные на защите суверенитета, вряд ли готовы пожертвовать своими «национальными правами».