Шансы лидера партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху стать премьер-министром Израиля резко возросли в четверг. Председатель партии «Наш дом Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман утром встретился с президентом Шимоном Пересом и рекомендовал ему поручить формирование правительства именно Нетаньяху.
Мнение Либермана является решающим при определении премьера Израиля, так как НДИ занял третье место на состоявшихся 10 февраля парламентских выборах, и без него не получится сформировать устойчивое правительство.
По израильским законам президент должен выбрать политика, который сформирует коалицию и возглавит кабинет министров. В начале утренней встречи с президентом Либерман заявил, что советует Пересу кандидатуру Нетаньяху, но при условии создания в Израиле «широкого правительства» с участием партии «Кадима». Партия главы МИД Израиля Ципи Ливни формально одержала победу на выборах, получив на один мандат больше, чем «Ликуд».
В «Ликуде» решение Либермана приветствовали и считают премьерство Нетаньяху уже решенным делом.
«Нельзя было ожидать от НДИ другой реакции. Либерман не раз говорил, что хочет создания правого национального правительства под руководством Нетаньяху», — сказал «Газете.Ru» член партии «Ликуд» Зеев Элькин. По его словам, «Ликуд» также выступает за создание широкого правительства с участием «Кадимы», однако, по его данным, Ливни предпочтет перейти в оппозицию.
Судя по всему, именно так и произойдет. Ливни хотела быть премьером хотя бы на условиях ротации с Нетаньяху, однако и в НДИ, и в «Ликуде» такой вариант отвергли. «Выбор НДИ застал Ливни и «Кадиму» врасплох», — объяснил «Газете.Ru» помощник Либермана Марк Котлярский.
В четверг Ливни заявила, что «Кадима» идет по пути мирного процесса и сворачивать с него не собирается, поэтому Ливни поддерживать «правительство политического паралича» не будет. Как неоднократно говорила лидер «Кадимы», она не готова быть в правящей коалиции на вторых ролях. Впрочем, министр строительства Израиля Зеев Бойм в эфире радио «Коль Исраэль» заявил, что в «Кадиме» есть желающие войти в коалицию Нетаньяху.
Главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский создания широкого правительства не исключает. «Хиллари Клинтон же согласилась стать госсекретарем при своем непримиримом враге Бараке Обаме. Чем Ливни лучше ее?» — сказал он «Газете.Ru».
Мирский считает, что коалиция станет «союзом рака, лебедя и щуки». «Ядро НДИ составляют русскоязычные граждане, которые выступают за гражданские браки, т. е. против религиозников. В этом вопросе НДИ вполне совместим с «Кадимой». При этом позиции Ливни и Либермана по проблеме палестинцев полностью расходятся. Нетаньяху между ними, но больше склоняется к Либерману. Главная точка их совпадения — это необходимость добить ХАМАС», — объяснил Мирский.
По словам Элькина, если широкая коалиция не состоится, правительство сформируют шесть правых партий.
В правящую коалицию кроме «Ликуда» и НДИ войдут другие правые партии — ШАС, «Еврейство торы» и проч. Таким образом, правительство Нетаньяху будет опираться на 65 мандатов.
Такое количество мандатов в 120-местном кнессете позволяет создать достаточно устойчивую коалицию. Как рассказал Элькин, примерно на такое же количество депутатов опиралось правительство предыдущего премьера Эхуда Ольмерта.
Мирский напоминает, что у этого варианта коалиции тоже есть проблемы. «Либерман находится в полной конфронтации с ШАС и другими правыми партиями. Они ненавидят лидера НДИ и недавно сравнивали его с сатаной», — считает Мирский. В «Ликуде» признают, что «у ряда партий в этом союзе есть разное видение некоторых проблем». «Однако общая база партий шире, чем разночтения», — считает Элькин.
Остается неясным, что получит Либерман в обмен на свою поддержку «Ликуда».
По словам Котлярского, ключевым стало согласие партии принять список требований НДИ, что «Ликуд» (как, кстати, и «Кадима») и сделал. НДИ требовал от будущих соратников по коалиции «борьбы с террором внутри страны, принятия нового закона о гражданстве, увязывающее его предоставление с лояльностью Израилю, реформу властных структур и упрощение репатриации евреев из Европы и США».
Еще до выборов в парламент в Израиле говорили, что Либерману может достаться пост министра обороны. Котлярский добавляет, что обсуждаются и посты министра финансов или национальной безопасности. «Мы говорили, что если наши условия будут приняты, то мы снимаем ультимативные требования о получении той или иной министерской должности. Наши предпочтения состоят в том, чтобы получить несколько связанных по функциям министерств. Например, если мы получаем министерство финансов, то тогда хотим и пост министра строительства, ведь так легче пробивать строительство, например, социального жилья», — объяснил помощник Либермана. По словам Элькина, «на этом этапе еще не шла речь о конкретных постах».