В понедельник российский президент Дмитрий Медведев провел в Кремле переговоры с боливийским лидером Эво Моралесом Аймой. Это первый визит президента Боливии в Россию с момента установления дипломатических отношений между странами. Латиноамериканский гость демонстрировал, что очень доволен своим визитом.
«Я думаю, что индеец и не заслуживал такого приема в России, я вас очень благодарю за это, — признался Моралес во время заявлений для прессы. — Я никогда не мог представить себе, что такая великая держава, как Россия, будет принимать меня, которого зачастую называют наркодельцом и террористом».
Медведев на это замечание засмеялся, но ничего не сказал.
Президент Боливии не скупился на комплименты в адрес Москвы, назвав Россию мировой державой и отметив ее роль в достижении многополярного мира.
По итогам переговоров было подписано совместное заявление Медведева и Моралеса, в котором говорится о намерении двух стран усугубить политический диалог, а также увеличить торгово-экономическое сотрудничество (по итогам 2008 года, товарооборот составил всего $5,5 млн). Кроме того, в тексте подтверждается заинтересованность обеих сторон реализовывать совместные проекты в сфере энергетики, добычи и транспортировки газа. После того как президенты поставили подписи под документом, они пожали друг другу руки, а Моралес также прикоснулся правой рукой к левой стороне груди президента. Медведев повторил этот индейский жест.
В присутствии президентов было заключено соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (сырья для наркотиков). При этом хорошо известно, что сам Моралес является активным сторонником коки и всячески защищает ее производство.
Глава пресс-службы Федеральной службы по наркоконтролю (ФСКН) Николай Карташов в беседе с «Газетой.Ru» уточнил, что соглашение предусматривает проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий, в частности, обмен информацией, развитие профессиональных контактов, а также подготовку и повышение квалификации кадров. Он добавил, что сотрудники из вице-министерства Боливии по социальной защите и контролируемым веществам участвовали в качестве наблюдателей в таких операциях, как «Канал-2008», а осенью главы ведомств России и Боливии проводили переговоры. В ведомстве считают такое сотрудничество важным, поскольку в последнее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения поставок в Россию кокаина из стран Латинской Америки. Кроме того, через Россию, Украину и Польшу наркотики переправляются в Западную Европу. «Преступность в этой сфере интернациональна, поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве со странами Латинской Америки», — пояснил Карташов.
Стоит отметить, что до этого момента Боливия сотрудничала с Управлением США по борьбе с наркотиками, но в ноябре прошлого года полностью приостановила работу американского ведомства в стране как раз по инициативе Моралеса.
Еще одно соглашение касается военно-технического сотрудничества России и Боливии.
На данный момент речь идет о поставке вертолетов, но ни количество машин, ни сумма контракта по не известны.
Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев пояснил журналистам, что «речь идет на штуки», но количество вертолетов может быть и больше десяти. По какой цене и каким образом будет осуществляться оплата, на данный момент просто не решено. Дмитриев уточнил, что перечень техники может быть увеличен. «О суммах пока мы вообще не говорили, речь идет вообще о ВТС, объемы пока не конкретизированы», — сказал он. Способ оплаты также пока обсуждается, и не исключено, что Боливии будет предоставлен кредит на покупку вертолетов и другой продукции. Дмитриев заверил, что детали договоренностей будут согласованы в ближайшие месяцы.
Отдельно президенты поговорили об изменении климата. С этой проблемой Моралес столкнулся лично, поскольку, когда накануне он прилетел в Москву, его самолет из-за погодных условий не смог сразу сесть и сделал два круга над аэродромом. Однако боливийского лидера это не расстроило, и пояснения Медведева о «тяжелой погоде» он не принял. «Здесь такой снег, что мне завидно смотреть, как красиво со снегом», — закончил он свое выступление перед прессой.