В пятницу Михаил Саакашвили впервые пообщался со своим народом в прямом телеэфире. Программа «Президент Грузии отвечает на вопросы народа» вышла в эфире первого канала грузинского телевидения.
Грузинский лидер отвечал на вопросы населения более четырех часов.
Таким образом, Саакашвили удалось переплюнуть российского премьера Владимира Путина, для которого «прямая линия» является любимым жанром общения с гражданами. Путин уже восемь раз общался с народом в таком формате, но так долго его «прямая линия» еще никогда не длилась. Последний раз, в декабре 2008 года, премьер разговаривал с россиянами чуть более трех часов.
Зато Путин значительно превзошел Саакашвили по количеству вопросов. Если российскому премьеру задали более 2 миллионов вопросов, то грузинский президент получил лишь 5600 телефонных звонков и 3000 sms.
В ходе столь продолжительного разговора Саакашвили, конечно, не мог не коснуться августовского конфликта в Южной Осетии. По словам президента, врагом Грузии «не является российский народ или, тем более, осетины».
Всю ответственность за военный конфликт Саакашвили возложил именно на Путина. Российский премьер даже заслужил от грузинского президента сравнение с иранским шахом Аббасом.
Шах в начале XVII века завоевал Грузию, а затем жестоко подавил поднявшееся там восстание. «После шаха Аббаса у Грузии не было такого неусыпного врага», — отметил Саакашвили. Президента Медведева, указами которого война в августе началась и закончилась, его грузинский коллега не упомянул.
Саакашвили отреагировал и на изменение отношения мирового сообщества к войне в Южной Осетии, обвинив Россию в нечестной игре. «Россия тратит большие деньги на подкуп западных политиков и прессы для создания проблем и очернения Грузии», — считает Саакашвили. Президент утверждает, что, хоть из-за развала российской экономики и внутренних процессов вероятность новых попыток России начать войну мала, Москва все равно ищет для этого новый повод.
«Наша война закончится тогда, когда оккупанты покинут грузинскую землю… Если разрушится государственность Грузии, мы надолго окажемся в рабстве, как это уже было в истории. И это хорошо знает наш враг, который не завершил пока свое дело», — сказал президент и попросил грузинских журналистов не использовать термин «августовские события». «Это – русский термин, и это позорный термин. То, что произошло в августе, – это была битва, это была война Грузии за свою свободу, и эта война продолжается», — предупредил Саакашвили.
Дополнительным аргументом в пользу территориальной целостности Грузии Саакашвили счел признание Южной Осетии и Абхазии лишь Россией и Никарагуа, главу которого Даниэля Ортегу он назвал «сошедшим с ума».
В период же перемирия главной своей задачей Саакашвили считает спасение страны от экономического кризиса. «Грузия находится не только в вооруженной осаде, но и в осаде экономического кризиса. Сокращаются рабочие места, останавливаются предприятия, проблемы появились в экспорте продукции, в кредитовании предприятий», — заявил Саакашвили. Впрочем, по мнению президента, банковская и финансовая системы Грузии стабильны.
Пока президент Грузии отвечал на вопросы, перед зданием Общественного телевидения звучали призывы отправить Саакашвили в отставку. Здесь проходил митинг оппозиции.
«Мы тут собрались для того, чтобы опротестовать ложь, фарс, обман, которые Саакашвили пытается навязать грузинскому обществу. Требованием всего общества должно быть единственное – Саакашвили должен уйти в отставку», — заявил на акции лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе. В свою очередь лидер Республиканской партии Давид Усупашвили заявил, что Саакашвили не только позаимствовал у Путина идею «прямых линий», но «полностью встал на путь Путина».
Саакашвили заочно ответил оппозиционерам, что он думает об их главном требовании. В отставку президент Грузии не собирается до 2012 года, когда у него истекают полномочия. У Саакашвили есть опыт по сокращению срока своих полномочий и объявлению досрочных выборов. Именно так он сделал в 2007 году в ходе политического кризиса, начавшегося из-за жесткого разгона оппозиционного митинга.
«Моя отставка в 2007 году была ошибкой. Этим шагом я дал оппозиции ложную иллюзию, что можно немного «нажать» и заставить президента уйти в отставку. Ничего подобного. Этого больше не будет… Как бы не так», — пригрозил Саакашвили.
«Президент Джордж Буш был очень непопулярным президентом в США, гораздо больше, чем Саакашвили в Грузии, но никому в голову не пришло там его переизбирать», — выразил свое удивление требованиями оппозиции Саакашвили.
Рассказал президент и о том, почему несколько сторонников президента недавно перешли в оппозицию. Напомним, что недавно свои партии создали экс-премьер Зураб Ногаидели и бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, перешел в оппозицию и экс-посол Грузии в ООН Ираклий Аласания. По словам Саакашвили, никто из них «по своему желанию» из власти не уходил. «Их отправили в отставку… Никто не сможет сказать, что правящая команда в Грузии коррумпирована или что она не слушает народ. Если кто-то не привыкает к этим принципам, он немедленно должен уйти из правительства», — сказал Саакашвили.
Как позже рассказала журналистам Бурджанадзе, она смотреть «прямую линию» Саакашвили не стала. «Пока верила в его искренность, я стояла рядом с ним, но после того, как я потеряла эту веру, я нахожусь там, где я сейчас», — сказала Бурджанадзе. Экс-премьер Ногаидели, напротив, внимательно наблюдал за общением Саакашвили с народом и назвал его «каскадом лжи». Наконец, один из лидеров Объединенной оппозиции Звиад Дзидзигури считает, что «ни на один острый вопрос президент не дал конкретный ответ».
Судя по всему, Саакашвили остался доволен «прямой линией» и пообещал, что общение с народом в телеэфире станет перманентным. «Я не собираюсь ни умирать, ни уходить, поэтому наши встречи в таком формате продолжатся», — заявил Саакашвили.