В пятницу президент Грузии Михаил Саакашвили выступил в парламенте на заседании комиссии по расследованию августовского кризиса на Кавказе. Главный вопрос депутатов к президенту заключался в том, кто начал войну в Южной Осетии и можно ли было ее избежать.
Практически ничего нового президент Саакашвили депутатам не сообщил. Он осторожно признал, что непосредственно военные действия начала Грузия, однако вновь связал нападения с неоднократными провокациями с югоосетинской стороны и угрозой интервенции российской армии.
«Да, мы приняли решение о военных действиях для установления контроля над Цхинвали. Это было тяжелым решением для нас, но это было решение, которое было принято для защиты родины и мирных граждан, когда огромное количество военной техники и живой силы другого государства находилось у границы Грузии», — цитирует слова президента агентство «Новости Грузии».
Правда, российские «Интерфакс» и телеканал «Вести» приводят слова Саакашвили несколько по-другому: «Вопрос не в том, почему Грузия начала военные действия — мы признаем, что мы начали эти действия, — а был ли другой шанс, когда стали уничтожать наших граждан». Вместе с российскими СМИ ту же цитату дало и агентство Reuters (в то же время другое ведущее западное агентство Associated Press эти слова Саакашвили обошло вниманием).
Свой приказ наступать на Цхинвали президент объяснил тем, что получил информацию о том, что российская военная колонна двинулась через Рокский тоннель. «Мы поняли, что речь идет о нарушении мирного соглашения, и я отдал приказ уничтожить все огневые точки, остановить военную технику, направляющуюся в сторону Цхинвали, и… спасти от военной изоляции грузинские села, в которых была опасность этнической чистки», — цитирует президента «Новости Грузии».
Саакашвили заверил депутатов, что не отдавал конкретного приказа о взятии Цхинвали. «Однако Цхинвали входил в театр военных действий, и это была единственная дорога, по которой мы могли произвести эвакуацию мирного населения», — сказал Саакашвили.
При этом Саакашвили назвал «глупостью» заявление, сделанное в дни конфликта командующим штабом грузинских миротворцев генералом Курашвили о том, что Грузия намерена восстановить конституционный порядок в цхинвальском регионе.
После этого грузинский президент перешел в нападение. «Какая страна — Россия или Грузия — осуществила аннексию, отказалась от соглашения по экономическим санкциям против сепаратистских режимов, увеличила свое военное присутствие в регионах конфликта, перешла на провокации, отказалась от мирных переговоров, скрытно раздавала российские паспорта, завысила число жертв в Цхинвали среди мирного населения, осуществила этническую чистку, отказалась от подписанного ею же соглашения об освобождении территории другой страны и отказалась пустить наблюдателей ЕС в зоны конфликта?» — спросил Саакашвили, по информации «Новостей Грузии». По его мнению, «это те вопросы, на которые нет ответа в пользу России».
На заявления Саакашвили уже отреагировали в Москве. «Это попытка опять уйти от той ответственности, которая следует за его решением начать военную операцию против Южной Осетии. Это паранойя. Она неизлечима», — сказал «Интерфаксу» замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. По мнению постпреда России в НАТО Дмитрия Рогозина, «признания относительно того, что именно Грузия начала боевые действия, являются, судя по всему, вынужденными». Напомним, Россия обвиняет в развязывании войны грузинское руководство, а собственные действия в Южной Осетии и Грузии называет защитой российских граждан и операцией по принуждению агрессора к миру.
Президент Саакашвили также заявил, что не получал санкции на военные действия от властей США.
«Грузия не нуждается в указаниях, когда надо защищать свой народ. Мы не раз предупреждали наших партнеров о том, что Россия готовит нападение на Грузию, но они замалчивали эту тему», — сказал Саакашвили. По его мнению, на Западе никто не верил, что Россия способна на «интервенцию такого масштаба».
Напомним, что в прошлый вторник о том, что США «дали Грузии зеленый свет», заявил бывший посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили. На допросе парламентской комиссии он обвинил в начале боевых действий в августе и Москву, и Тбилиси. По словам посла, он неоднократно присутствовал на неофициальных встречах грузинского руководства, где обсуждался вопрос военного вторжения в Абхазию и Южную Осетию. Саакашвили слова экс-посла назвал «полным бредом».
Депутаты во главе с оппозиционером Паатой Давитая за два месяца задали свои вопросы всем основным фигурантам конфликта с грузинской стороны. В парламенте побывали главы грузинских МИДа, МВД, Минобороны, глава Службы внешней разведки, секретарь Совбеза, экс-командующий грузинскими миротворцами в Южной Осетии, а также другие чиновники и военные.
Саакашвили стал последним, кого допросила комиссия, созданная 7 октября для «изучения военной агрессии и других действий, осуществленных со стороны России с целью посягательства на территориальную целостность Грузии». Полномочий для вызова президента у депутатов не было, и Саакашвили пришел по собственной инициативе. «Рад, что являюсь соучастником демократического процесса», — сказал по этому поводу президент.
10 декабря парламентская комиссия должна опубликовать свой итоговый отчет.