Российский президент завершил свое турне по странам Латинской Америки, растянувшееся почти на неделю. Последнюю остановку Медведев совершил на Кубе. По устоявшейся традиции, президент отправляется к мемориалу национального героя той страны, которую посещает. В Гаване Медведев возложил венок к памятнику Хосе Марти, где его уже ждал кубинский лидер Рауль Кастро. Полюбовавшись с минуту видами столицы, оба лидера отправились на переговоры во Дворец революции.
Медведев итогами своей последней встречи доволен. По его словам, у Москвы и Гаваны происходит «системный диалог». Уровень взаимоотношений с революционным режимом настолько хорош, дал понять российский лидер журналистам, что с Кастро они обсудили и «глобальные вопросы, которые сегодня на самом деле волнуют всех», в том числе «кубинских товарищей».
Конкретных договоренностей подписано не было, хотя до этого в прессе говорили о подготовке двумя сторонами соглашений о разведке нефти и переработке никеля. Медведев не делает из этого проблемы. «Что касается конкретных результатов, их достаточно много, причем, что отрадно, они сейчас уже не приурочиваются к посещению президента, когда подписывается серия документов», — заметил он.
С Фиделем Кастро, больным и удалившимся от дел, Медведев не виделся.
Медведев стал четвертым российским лидером, который посещал Кубу. До него это делали в 1974 году Леонид Брежнев, в 1989-м — Михаил Горбачев, в 2000-м — Владимир Путин. Всех предшественников Медведева принимал именно Фидель Кастро.
Свое турне по странам Латинской Америки, в ходе которого он посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу, Медведев не считает «ознакомительным». Напротив, эта поездка сравнивается им с «серьезным геополитическим решением».
Главное решение, по его словам, состоит в том, что Россия, в последние годы «серьезно не присутствовавшая» в Латинской Америке, теперь готова бросить вызов в борьбе за региональный рынок США и Китаю.
«Мы живем в конкурентном мире. Есть другие страны. Мы должны доказывать, что наши проекты лучше, а где необходимо — создавать совместные инвестиционные пулы, — заметил в Гаване российский президент. — Надо смело ввязываться в драку».
Медведев признает: «В более продвинутой фазе сейчас находятся проекты с Венесуэлой». Сейчас Москву и Каракас связывают не только оружейные контракты стоимостью $4,5 млрд, но и совместные усилия по сдерживанию падения нефтяного рынка. Российский лидер и его коллега Уго Чавес договорились постараться удержать цены на уровне $80–100 за баррель.
Двусторонние отношения с Бразилией пока ограничиваются «рядом интересных идей», среди которых Медведев особенно выделяет сотрудничество по нефтяной линии с полугосударственной компанией Petrobras. То же самое сказал президент и о сотрудничестве с Перу и Кубой.
Как отмечает BBC News, и Лима, и Гавана вряд ли готовы прямо сейчас делать стратегический выбор, если Москва ведет речь именно об этом. В США к власти через полтора месяца придет новая администрация, и в Латинской Америке, даже в столицах самых враждебно настроенных в отношении Вашингтона стран, ждут новых предложений от госдепартамента.
Даже кубинское руководство сделало символический жест в сторону своего северного соседа, предложив организовать встречу с новым американским президентом Бараком Обамой. В интервью, опубликованном в среду, Кастро-младший предложил устроить переговоры на американской базе в Гуантанамо, а в качестве возможной повестки дня — обсуждение вариантов снятия американского торгового эмбарго.
Но у Москвы появилось и собственное предложение — о возможном ассоциированном членстве в форуме «Боливарианской альтернативы для Латинской Америки» (ALBA), организации, призванной упростить межстрановую торговлю в регионе. Медведев встретился со всеми участниками союза, чьи представители совещались в Каракасе в день его визита.
«Мы наблюдаем с интересом и симпатией, как развивается эта организация. Готовы обдумать и обсудить участие России в ней. Это может быть участие как ассоциированного члена», — заметил тогда российский президент, не пояснивший, какую роль Россия могла бы сыграть в торговом союзе Боливии, Венесуэлы, Гондураса, Доминиканской Республики, Кубы, Никарагуа и Эквадора.
В любом случае поездка Медведева по странам региона не окажется бесполезной, считают эксперты. Директор центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман уверен: «Визиты такого уровня всегда дают дополнительный импульс экономическому сотрудничеству».
Политическая составляющая, добавляет его коллега по ИЛА РАН Эмиль Дабагян, постепенно сходит на нет, и, хотя российские военные корабли действительно впервые после «холодной войны» оказались в Карибском море, экономика будет доминировать в отношениях между Москвой и регионом.
«Первый порыв был выставить свой флаг под носом у американцев. Раз вы у нас на границах шуруете, то вот вам наш ответ, — рассказывает эксперт. — Но это еще и взаимовыгодное сотрудничество. Бразилия нам поставляет мясо, а мы им — удобрения, сейчас мы нашли там рынок сбыта для наших самолетов и высокотехнологичной продукции».
Главным плюсом видит возможную трансформацию структуры российского экспорта и Теперман. «Россия больше покупала, чем продавала своей продукции в эти страны, да и структура поставок носила сырьевой характер, — напоминает эксперт-экономист. — Россия поставляет туда, в первую очередь, минеральные удобрения, а доля поставок высокотехнологических изделий оставалась очень небольшой».
Теперь же с Бразилией у России появилось соглашение о поставках глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, а Венесуэла заключила с Россией договор о строительстве атомной электростанции. «Нельзя ожидать, что все мгновенно изменится, но это серьезный шаг вперед», — уверен Теперман. «Также для России выгодно создание российско-венесуэльской нефтяной корпорации. Понятно, что из-за кризиса рентабельность производства не высока, но иметь дополнительные резервы в Венесуэле нашим нефтяным компаниям не повредит», — заметил он в беседе с «Газетой.Ru».