В четверг в центре Владикавказа был совершен уже третий за месяц теракт. Как сообщает источник в правоохранительных органах Северной Осетии, три человека погибли в результате обстрела машины. ЧП произошло прямо у ворот здания, где расположено региональное управление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), на пересечении улиц с очень плотным автомобильным движением — Кирова и Тамаева. Обстрелу подвергся внедорожник BMW, в результате джип потерял управление и врезался в автомобиль «Волга».
Имена убитых пока не сообщаются. Основная версия, как сообщили в правоохранительных органах, пока криминальная.
За день до этого, 26 ноября, мэр Владикавказа Виталий Караев был убит выстрелом снайпера возле собственного дома. Так называемая «блуждающая пуля» попала градоначальнику в сердце, Караев скончался в реанимационном отделении Республиканской клинической больницы. По этому факту возбуждено уголовное дело, в качестве основной версии убийства следствие рассматривает профессиональную деятельность. До этого 6 ноября во Владикавказе в результате взрыва в маршрутном такси погибли 12 и получили ранения свыше 40 человек.
В четверг исламистская группировка «Катаиб аль Хоул» взяла на себя ответственность за убийство мэра. Ранее в подрыве маршрутки следователи также заподозрили мусульманских фундаменталистов.
Заявление «осетинского джамаата «Катаиб аль Хоул» гласит: «Караев, этот враг Аллаха, был уничтожен у своего дома» за преследование мусульманских женщин. Некоторое время назад, непосредственно после взрыва маршрутного такси, им было санкционировано проведение травли женщин в исламском одеянии в общественных местах и в общественном транспорте города, вследствие чего женщины неоднократно подвергались оскорблениям и унижениям».
Исламисты не стали брать на себя вину за недавние теракты и подрыв маршрутки во Владикавказе. «Джамаат не имеет никакого отношения как к подрыву маршрутного такси, так и к случившимся ранее, взрывам на торговых рынках… нами не планируются и не проводятся операции, направленные на уничтожение гражданского населения», — указано в заявлении.
Директор ФСБ Александр Бортников заявил в четверг, что «к теракту в маршрутке причастны боевики, связанные с международной террористической сетью». Он признал, что ситуация в регионе «угрожает национальным интересам и безопасности России».
В СК при прокуратуре РФ пока не могут найти снайпера, стрелявшего в Караева, однако уверены, что он не имеет никакого отношения к недавнему взрыву в маршрутке. «Нет, конечно, эти два теракта не связаны», — с уверенностью сообщил «Газете.Ru» представитель СК при прокуратуре по Северной Осетии Чермен Зангиев.
Заявление джамаата «Катаиб аль Хоул» восприняли в ведомстве скептически. Как рассказал Зангиев, «будем смотреть и эту версию, несмотря на абсурдность этих заявлений».
Боевики «Катаиб аль Хоул» неоднократно брали на себя ответственность за преступления, которые, как выяснялось в ходе расследований, совершали совсем другие люди, не имеющие к ним никакого отношения. Например, «осетинский джамаат» уже заявлял о своей причастности к резонансным убийствам командира ополченцев Северной Осетии Бибо Дзуцева и начальника РУБОП Северной Осетии Марка Мецаева.
В мэрии Владикавказа заявление боевиков о том, что Караев преследовал мусульманских женщин, носящих хиджаб, назвали «чушью и бредом». По словам замглавы городской администрации Евгения Кубанцева, и во Владикавказе, и в самом коллективе мэрии никогда не было никаких конфликтных ситуаций вокруг вероисповедания и одежды.
Главный редактор информагентства «Кавказский узел» Григорий Шведов также уверен, религиозные экстремисты не причастны к убийству Караева. «Судя по почерку это сделал профессиональный киллер, скорее всего, он даже не с Северного Кавказа», — рассказал Шведов «Газете.Ru». Рассуждая о возможных версиях убийства, эксперт не исключил политическую составляющую. «Возможно, причиной убийства стала его профессиональная деятельность. Есть масса желающих объединения двух республик — Северной и Южной Осетии. В этом заинтересованы влиятельные бизнесмены и некоторые федеральные чиновники. Поводом может послужить высокий уровень дестабилизации в регионе», — считает Шведов.