К приезду в Новомосковск Тульской области, где муниципальные выборы сделали проверкой электронной системы голосования, журналисты знали наизусть, как работает система. Из десяти участков города для эксперимента было отобрано пять: №550, №551, №552 в школе №17 и №553 и №554 в школе №23. К ним приписано 12 тыс. человек — восьмая часть общего числа избирателей. Пришедший голосовать бросает бюллетень в урну, получает на выходе с участка диск, вставляет его в компьютер либо здесь же, либо уносит домой и запускает его там. С диска загружается страница в интернете, на которой избиратель должен выразить свои предпочтения. После этого данные отсылаются на сервер в Москве, а избиратель забирает себе диск. Повторное голосование с помощью одного диска невозможно. Голоса, поданные таким образом, учитываются только для эксперимента.
Глава группы по наблюдению за выборами при Общественной палате Максим Осовский убеждал, что диски надежно защищены от копирования и взлома, и полная анонимность голосования гарантирована. Он признал слабое место эксперимента – невозможность проследить, сколько сгенерировано и выдано уникальных кодов пользователей.
В коридоре школы №23 нарядные ученики приглашали участвовать в электронном опросе. Как позже рассказала глава Тульского облизбиркома Валентина Федосеева, в ходе подготовки к эксперименту некие молодежные движения даже устанавливали на крыльце школ компьютеры с призывом «поработайте мышкой».
На парте лежали диски для голосования. Взяв диск, корреспондент «Газеты.Ru» направился к залу с компьютерами.
За каждым монитором сидело по бабушке, над каждой бабушкой склонилось по девушке, практически двигающей ее рукой, растерянно положенной на «мышку». Рядом с компьютерами стояли другие, не менее растерянные бабушки, аккуратно держащие недавно полученные диски.
— Вы уже проголосовали? – поинтересовался корреспондент «Газеты.Ru» у одной из пожилых женщин, убирающей диск в пакет.
— Да. Меня попросили — вот и проголосовала.
— Всегда бы вы так голосовали? Вместо бюллетеней? Доверяете компьютеру?
— Голосовала бы, почему нет…
Компьютера у Александры Егоровны дома нет, зато он есть у дочки. «Ну, я скажу дочке, за кого голосовать, она за меня и поставит галочку», — пояснила избирательница.
На диске находился один htm-файл и одна папка с логотипом эксперимента. Файл открывал страницу в интернете со списком кандидатов. Напротив фамилии одного из них надо было поставить галочку. Ниже списка кандидатов голосующему предлагалось по желанию отметить, где именно он пользовался диском: на участке, дома, в ином месте. Можно было вернуться на предыдущую страницу и скорректировать результаты. После нажатия кнопки «отправить» программа закрывалась. Открытый второй раз файл вывел на экран надпись «Этот диск уже участвовал в опросе», проголосовать вторично не получилось.
Следующий стол с выдачей дисков находился под лестницей на второй этаж.
— Выход там? – спросил корреспондент «Газеты.Ru».
— Примите участие в электронном опросе! – предложила приветливая женщина.
Пришлось взять второй диск и сесть за те же компьютеры. Для чистоты эксперимента корреспондент проголосовал за другого кандидата и закрыл программу.
Незаметно для наблюдателей и самих себя забирать диски и даже голосовать стали все, кому позволила совесть. Голосовали московские журналисты, не имеющие прописки в Новомосковске. Смущаясь, по диску забрали несколько общественных наблюдателей. Даже единственный на выборах в России 12 октября наблюдатель от БДИПЧ ОБСЕ Конрад Ольшевский не без колебаний поглядывал в сторону стопки дисков.
У входа в школу №17 стоял наблюдатель от КПРФ.
— Скажите, вы доверяете электронному опросу?
— Нет. И люди не доверяют и не будут доверять. Голос же непонятно куда уходит! — заявил наблюдатель.
Работники участка были так приветливы, что на просьбу показать дорогу снова предложили проголосовать.
Поколебавшись, корреспондент «Газеты.Ru» рассудил, что взять третий диск будет справедливо: два из трех кандидатов «получили» свои голоса, один не получил. Устроившись за компьютером, корреспондент приготовился уже было поставить галочку, как вдруг рядом возникла напуганная девушка-консультант:
— Вы что делаете?! – ошеломленно набросилась она на корреспондента.
— Голосую…
— Вы знаете, что без наблюдения нельзя?!
Девушка взяла со стола листок с двумя столбиками двузначных чисел и сделала пометку. Над одним из столбиком было написано «без помощи», над вторым — «с помощью». Количество было примерно равное.
В городской библиотеке, приспособленной под информцентр, губернатор Вячеслав Дудка, член ЦИКа Геннадий Райков, глава РЦОИТ Александр Иванченко и председатель Тульского облизбиркома Федосеева проводили пресс-конференцию.
— А еще тут, я знаю, есть корреспондентка «Газеты.Ru», которая приняла участие в голосовании, — раскрыл фальсификацию Райков. – Она подходила и выпрашивала диски: «Дайте мне, дайте мне посмотреть!», а потом шла и голосовала по этому диску. Ее голос, конечно, не будет засчитан.
Как без предоставления паспортных данных избирком знает, сколько раз и кто голосовал на выборах, неизвестно.
— И вообще это сделано с нашей подачи! Да, с нашей подачи — мы специально устроили так, чтобы она проголосовала. Чтобы проверить, — разъяснил Райков.