На окраине Грозного, вдоль Первомайской улицы, на велосипеде едет школьник с флажком «Единой России». Флажок — напоминание о том, что в воскресенье в Чеченской республике пройдут досрочные выборы в местный парламент. Не так давно граждане республики на референдуме одобрили замену двухпалатного законодательного органа на однопалатный, после чего тот самораспустился.
Несмотря на то что чеченцы отличаются дисциплинированностью, а показатели явки на участки здесь одни из самых высоких по России, на выборы граждан активно зазывают с плакатов и растяжек. Правда, местная агитационная продукция не отличается большой оригинальностью: «Единая Россия» во всю эксплуатирует образ и высказывания лидера своего избирательного списка — президента Чечни Рамзана Кадырова, а остальные партии просто знакомят будущих избирателей со своим названием и порядковым номером в бюллетене.
Большинство жителей Грозного намерены пойти на выборы. Строитель Ваха в высокую явку не верит, но голосовать пойдет — его попросил знакомый председатель участковой комиссии. За кого голосовать, Ваха пока не решил.
«Все равно выборы эти — филькина грамота», — широко улыбается рабочий, показывая несколько золотых зубов.
Придет на участок и домохозяйка Малика. Она тоже еще не знает, за кого голосовать, хоть и поддерживает президента Кадырова. «Вот был же Явлинский. Куда он пропал, почему нет его партии в списках?» — неожиданно спрашивает чеченка. Бывший матрос Ахмед, наоборот, ругает Кадырова, жалуясь на то, что компенсации за разрушенное жилье выплачивают «только богачам».
Чеченским выборам катастрофически не хватает интриги. Абсолютно всем понятно, что местный избирком отрапортует о почти стопроцентной явке, а «Единая Россия» наберет больше 90% голосов избирателей.
В декабре на выборах в Госдуму произошло именно так. Единороссов поддержали более 99% жителей Чечни, и почти такой же была явка. Остальные партии выступили провально. Оппозиционной Компартии досталось 0,13% голосов, а левоцентристский проект Кремля «Справедливая Россия» и вовсе получил 0,04%.
Теперь обе левые партии хотят не только улучшить свой результат (ниже падать просто некуда), но и сформировать в парламенте собственные фракции, для чего им нужно преодолеть семипроцентный барьер. Как они собираются достичь своей цели — решительно непонятно.
Главная проблема конкурентов «Единой России» в Чечне в том, что список партии власти возглавляет Кадыров. Критиковать всесильного и популярного молодого президента никто не решается.
На входной двери Дома печати, где расположен штаб местного отделения КПРФ, есть плакат с рекламой фотовыставки, организованной чеченским избиркомом совместно с патриотическим клубом «Рамзан». Название фан-клуба набрано крупным шрифтом. 33-летний Магамед Ахматов стал первым секретарем чеченского рескома КПРФ только в августе этого года. Он принимает меня в скромном кабинете, где висит большой флаг СССР, а в шкафу стоит жизнеописание лидера партии Геннадия Зюганова.
«Кадыров — популярная личность. Что скрывать, он и мне очень симпатичен. Он много работает и других заставляет. В этом плане он молодец», — говорит лидер местных коммунистов. Единственная претензия Ахматова к Кадырову состоит в том, что тот «не остался над схваткой».
Лидер чеченского отделения «Справедливой России» Иса Хаджимурадов в отличие от коммуниста Ахматова даже не пытается строить из себя оппозиционера. Он назначает встречу в Сквере журналистов, где даже в октябре бьют фонтаны. Хаджимурадов тоже молод, десять лет назад он торговал мороженым, а сейчас работает в парламенте, в отделе по работе с обращениями граждан, и по собственной инициативе сотрудничает с фондом Кадырова. «Мы Кадырова ни в коем случае не критикуем. Я его поддерживаю всеми силами. Все, что сделано в Чечне, сделано им. Он хозяин республики и решает, как и что должно быть», — говорит Хаджимурадов. Он жалеет только о том, что президент не возглавил список его партии.
Глава чеченских справедливороссов называет основные достижения Кадырова: газификация и электрификация сел и восстановление Грозного, в том числе реконструкция проспекта Победы.
Центральная улица Грозного, которая теперь носит название проспект В. В. Путина, действительно преобразилась. Она ничем не уступает проспекту Руставели в Тбилиси, а главные улицы Махачкалы или Владикавказа с ней даже не сравнятся.
Все здания, первые этажи которых выложены темным гранитом, выстроены заново. По центру проспекта пешеходная зона с деревьями и скамейками. На одном из зданий на верхнем этаже портреты Путина, Дмитрия Медведева и экс-президента Чечни Ахмада Кадырова.
Единственное недостроенное здание на проспекте затянуто пленкой с большим портретом премьера. Путина в Грозном вообще много, на большинстве плакатов он улыбается и с удовольствием жмет руку Кадырову. В конце проспекта на площади Свободы стоит самая большая в Европе мечеть, которую собираются с большой помпой открыть 17 октября. Молодые чеченцы фотографируют ее на мобильные телефоны.
Строители торопились сдать проспект к дню рождения Кадырова — 5 октября, улица еще не доделана. В пятницу на всем проспекте погас свет. Многие двери запечатаны администрацией Грозного, вывесок пока вообще нет: названия магазинов напечатаны на листах бумаги, а входить в них нужно со двора. Дворы разительно контрастируют с центральной улицей. На тротуарах нет асфальта, после дождя грязно, дома еще стоят в руинах. Но зато в городе спокойно. О том, что находишься в Чечне, напоминают только кордоны на въезде в Грозный и сотрудники ДПС, вооруженные автоматами. Они перекрывают дорогу, и к зданию мэрии устремляется правительственный кортеж из семи машин. Квартал тут же по периметру перекрывают люди с оружием из охраны Кадырова.
Но все эти мелочи коммунистов не смущают. «Мы не оппозиция Кадырову. Но Кадыров и «Единая Россия» — это не одно и то же, мы прекрасно отличаем. Мы в оппозиции, но реалии политики и наша ответственность вынуждают нас не обращать внимания на целый ряд шероховатостей», — ищет признаки собственной оппозиционности первый секретарь рескома. Справедливоросс Хаджимурадов вообще не считает стиль правления Кадырова авторитарным.
Наконец Ахматов выдает небольшой список «шероховатостей». По его мнению, необходима более адресная и гибкая политика по отношению к «остающимся в лесу людям». Кроме того, Компартия предлагает не только строить новые дома и проспекты, но и восстанавливать предприятия, чтобы бороться с безработицей. Ахматов признается и в том, что выступает против появления в Грозном улицы имени погибшего недавно генерала Трошева («раны еще кровоточат») и не одобряет переименование проспекта Победы в проспект В. В. Путина.
Другой, менее комфортной для Кадырова оппозиции в Чечне нет. «Яблоко» и СПС свои списки на выборах не представили, других, неполитических противников, например Сулима Ямадаева, президент из Чечни выдавил.