Тема судебной реформы, борьба с «правовым нигилизмом», была одной из основных в кампании кандидата в президенты Дмитрия Медведева. Уже президентом Медведев провел 21 мая совещание на эту тему, где заявил о необходимости «нового этапа судебной реформы», цель которой «на деле добиться независимости суда» (за день до того Медведев провел совещание о борьбе с коррупцией). Фон реформы был подготовлен: первый зампред Высшего арбитражного суда Елена Валявина (работала с президентом в СПбГУ) открыто признала факт давления на нее со стороны мелкого чиновника администрации президента, а глава ВАС Антон Иванов (однокурсник Медведева) потребовал отставки председателя кассационного арбитражного суда Московского округа Людмилы Майковой, пойманной на сделке с квартирой.
Судебные поправки внесены в Госдуму в пятницу в составе так называемого антикоррупционного пакета. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу уточнения статуса судей […]» (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») вводит новые правила отбора кандидатов в судьи, правила отчетности судей и добавляет полномочий судейским квалификационным коллегиям.
Главное новшество: действующий судья ежегодно, а кандидаты в судьи перед конкурсом предоставляют сведения о доходах, имуществе и акциях. Требование распространяется на супругов и детей судей.
Сведения предоставляются в утвержденном законопроектом виде: все виды доходов, недвижимое имущество, транспорт, ценные бумаги, вклады, кредитные обязательства.
Проверкой сданных действующими судьями сведений занимаются сами же суды, в которых те работают: для этого создаются коллегии (при необходимости ВС и ВАС могут запросить данные по конкретному судье). «Это проверки самих себя, — говорит адвокат Игорь Трунов. — Необходимо создание структуры собственной безопасности внутри судебного департамента». «Обычная декларация о доходах идет в налоговую инспекцию, а специальная — по месту работы. Это шаг в правильном направлении», — спорит депутат-единоросс Павел Крашенинников. С ним согласен глава комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. Механизм не проработан, так как родные судьи по закону не ответственны за предоставление сведений, говорит действующий судья. «Сожительница — это родственник? Гражданский брак сына судьи — это не запрещено», — допускает адвокат Константин Ривкин.
Закон «О статусе судей» дополнился нормой о конфликте интересов — «ситуации, при которой личная заинтересованность судьи влияет на исполнение обязанностей». При наличии конфликта обновленный пункт 2 ст. 3 предписывает судье заявить «самоотвод». Прежде требования самоотвода были записаны во всех процессуальных кодексах — УПК, АПК, ГПК, напоминает высокопоставленный сотрудник ВАС, теперь их только перенесли в базовый закон.
Ужесточились требования к кандидатам в судьи. В их отношении введен запрет на обладание иностранным гражданством или видом на жительство (п. 1 ст. 4) — по аналогии с членами правительства, говорит собеседник в ВАС. Введен запрет на родство и свойство с председателем/зампредом суда при назначении в тот же суд (п. 4 ст. 4), автоматический отказ от соискания должности предписан подозреваемым и обвиняемым (п. 5). Последнего запрета прежде не было, но на практике он учитывался, говорят в ВАС. К новациям относится требование кандидатам предоставить характеристики с прежней службы за 5 лет.
Полномочия квалификационных коллегий судей (ВККС и региональных) расширены. Они уполномочены проверять сведения о доходах кандидатов в судьи. Они проводят «в обязательном порядке» проверку сообщений СМИ «о фактах поведения судьи, не соответствующего требованиям кодекса судейской этики»; если коллегия сочтет нужным, привлекаются правоохранительные органы (ст. 17 и 19 закона «Об органах судейского сообщества»).
«Оперативно-розыскные мероприятий против подозреваемых в коррупции судей почти невозможны», — говорит депутат от КПРФ Вадим Соловьев. Судья Майкова так и не была отстранена ВККС, напоминают в ВАС, так как в коллегии заседают связанные с ней «в карьерном смысле» судьи.
При избрании кандидатов в судьи из числа уже практикующих судей коллегии теперь должны учитывать «качество и оперативность рассмотрения дел» (п. 8 ст. 5 «О статусе судей»). «Негласно критерии существуют, — говорят в ВАС. — Известна статистика каждого судьи: число решений, отмененных вышестоящей инстанцией, число решений с нарушениями по срокам рассмотрения».
Квалификационные же коллегии отвечают на запросы СМИ, работа которых с судами обременена рядом запретов. При желании опубликовать данные о доходах судей федеральные СМИ должны составить обращение на имя председателя одного из высших судов с указанием «цели публикации». И в этом случае пресса может получить отказ — «если будет установлено, что опубликование может оказать давление на судью». Публикация возможна единожды, прочим желающим дается отсылка к первому СМИ.
В связи с возрастающей нагрузкой в ВККС РФ создается новая структурная единица — аппарат, «являющийся структурным подразделением Судебного департамента при ВС» (ст. 18). Роль коллегий возрастает, говорит Трунов, они могут стать инструментом кадровой борьбы председателей судов.
«Положительный закон, но описывающий на 90% то, что уже и так сложилось на практике», — говорит действующий судья. Почти все новации уже были в проекте ВАС от 2006 года, говорит собеседник в высшем арбитраже. «Нет почти ни одного рабочего инструмента. Во многом предложенное работает и сейчас», — согласен Трунов. «Небольшой шаг вперед, но не верю, что это спасет судебную систему от коррупции. Судьи умны и опытны, если берут взятки, делают так, что концов не найдешь», — говорит Соловьев. «Требование декларировать доходы судей во многих странах играет положительную роль, у нас, когда оно имеет столько оговорок, это все равно может приобретать необъективный характер», — говорит завсектором Интитута государства и права Алексей Автономов. По крайней мере, совершена попытка соблюсти равновесие независимости судебной власти и борьбы с круговой порукой, говорит он.
Важны следующие шаги реформы, продолжает Автономов: был проект разделения полномочий ВККС на собственно коллегию и орган по разбору судейский споров (в постановлении КС от февраля 2008 г. законодателю оставлено право продумать этот вопрос). Также важен рассматриваемый Думой закон «Об открытости судебной системы», напоминает эксперт.