Дмитрий Медведев в понедельник вылетает в Казахстан. Новый президент России совершит уже третий визит в эту страну за неполные полгода, которые он руководит страной. В понедельник в Актюбинске открывается 5-й Форум руководителей приграничных регионов России и Казахстана, который возглавят российский президент и его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев.
Темами встречи на высшем уровне станут вопросы развития высоких технологий и приграничного сотрудничества. Разговор тет-а-тет, как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель посольства России в Астане Андрей Юдин, будет посвящен «традиционным темам». Президенты обсудят «сотрудничество в рамках всех интеграционных объединений», в которые входят два государства, а также «возможности кооперации в области ТЭК, атомной сфере и электроэнергетике».
Об этом же будут говорить и губернаторы соседних российских и казахских областей, которых ждут на двух площадках: на бизнес-форуме «Инвестиционные возможности приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан» и производственной выставке «Высокие технологии — регионы. Приграничное сотрудничество». С собой Медведев везет представительную делегацию из глав регионов, в том числе глав Тюменской, Курганской и Свердловской областей Владимира Якушева, Олега Богомолова и Эдуарда Росселя. Последний, как ожидается, выступит на форуме с докладом. Основной интригой этого форума, как следует из сообщений российских СМИ, может стать вопрос о судьбе посла РФ в Казахстане Михаила Бочарникова.
Источники полагают, что он может возглавить новообразованное Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Указ о создании нового ведомства при МИДе, которое должно заменить собой Росзарубежцентр, президент Медведев подписал 6 сентября. О том, кто мог бы возглавить это агентство, пока есть только неофициальные предположения. Руководитель пресс-службы расформированного ведомства Лидия Никитина даже «удивлена», что вся информация «поступает в виде слухов, которые противоречат друг другу». «Мы ждем, как и все, указа президента», — заметила она в беседе с «Газетой.Ru». Среди имен, которые назывались в СМИ, помощница президента РФ Джахан Поллыева и российский постпред в отделении ООН в Женеве Валерий Лощинин. Впрочем, по сведениям «Газеты.Ru», шансы Поллыевой невелики, а ее кандидатура всплыла в результате аппаратной борьбы в Кремле.
Кандидатура Бочарникова считается наиболее вероятной, хотя в российском посольстве в Казахстане продолжают настаивать на том, что «посол работает в обычном режиме» и активно занимается «подготовкой встречи глав государств в Актюбинске».
На прямой вопрос, можно ли считать это опровержением слухов об отъезде главы дипмиссии в Москву, Юдин заметил, что не готов «ни подтвердить, ни опровергнуть» эту информацию.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, к которому «Газета.Ru» обратилась за комментарием, заметил, что судьба Россотрудничества вряд ли будет зависеть от того, кто возглавит это ведомство. «В МИДе существует Департамент стран СНГ, и министерство не собирается его расформировывать, так что еще большой вопрос, как новое агентство будет параллельно с ним работать», — заметил эксперт.
«Тут может быть политическое назначение, и тогда агентство будет работать в новом качестве, — продолжил Жарихин. – Назначение же Бочарникова, человека из номенклатуры МИДа, просто сделает Россотрудничество еще одним из подразделений министерства».
Новое агентство, согласно президентскому указу, остается в ведении МИДа со штатной численностью сотрудников с 1 января 2009 года в 1457 человек. Жарихин предполагает, что «естественным было бы, чтобы в новом агентстве сохранился нынешний штат Росзарубежцентра». Однако, по его мнению, это чревато рядом проблем. «Единственными странами, где Росзарубежцентр работал не так уж активно, были как раз страны СНГ, к тому же львиная доля загрансобственности, которым руководило расформированное агентство, находилась как раз в дальнем зарубежье», — заметил эксперт, посетовавший на возможный дефицит кадров, знакомых со «страновой спецификой».