В понедельник в родовом ауле Евлоевых Экажево под Назранью прошли похороны владельца независимого сайта «Ингушетия.Ru» Магомеда Евлоева. Похороны, намеченные на полдень, завершились уже вечером. Одновременно весь день родственники и друзья Евлоева проводили траурный митинг в Назрани.
Как сообщала «Газета. Ru», сбор людей, намеренных проводить в последний путь убитого накануне лидера ингушской оппозиции, был назначен на 10 часов утра. Местом сбора был выбран офис еще одного известного ингушского оппозиционного деятеля Макшарипа Аушева, арестованного минувшей зимой по обвинению в организации массовых беспорядков во время митинга 26 января этого года и только недавно отпущенного на свободу.
Ранее в доме Евлоевых в селении Малгобек состоялось прощание с убитым. По словам руководителя оргкомитета общенационального митинга Магомеда Хазбиева, там собралось около 500 человек. Сразу после полудня траурная процессия двинулась из Малгобека к Назрани, неподалеку от которой находится родовое кладбище Евлоевых. Там тело должны были предать земле. Однако по пути друзья и родственники покойного сделали остановку у назрановского вокзала.
Как сообщил сайт «Ингушетия. Ru», люди перекрыли дорогу, ведущую к вокзалу, и провели стихийный митинг, положив носилки с телом Евлоева, завернутым в траурные покровы, на землю.
Основными требованиями акции стали тщательное расследование случившегося с Евлоевым и отставка президента республики Мурата Зязикова. Кроме того, друзья Евлоева публично поклялись отомстить его убийцам. «Ни один из совершивших это пусть не думает, что у них будет сладкая жизнь. Начались их страдания. И их матери, и жены буду оплакивать их так же, как оплакивают сегодня Магомеда. Мы клянемся, что отомстим за тебя, Магомед», — цитирует «Ингушетия. Ru» слова одного из близких Евлоева.
Постепенно число людей, присоединившихся к митингу, достигло 2 тысяч человек, сообщил корреспонденту «Газеты. Ru» адвокат сайта «Ингушетия. Ru» Калой Ахильгов. По сообщениям информагентств, к участникам митинга присоединялись пассажиры прибывавших в Назрань автобусов. Люди говорили, что их родственники также были убиты или пропали. Милиция, как сообщается, попыталась помешать митингующим, оцепив толпу с трех сторон. Однако молодежь разблокировала площадь перед митингом, сдвинув милицейские автомобили с дороги. Большинство людей остались на площади и отказывались покидать ее. Тревожить собравшихся милиция больше не рискнула.
Хазбиев сообщил, что люди не разойдутся до тех пор, пока к ним не выйдут президент Ингушетии Зязиков и глава республиканского МВД Муса Медов.
На этих двоих чиновников оппозиция возлагает ответственность за убийство Евлоева. Старейшины решили прямо на митинге провести мусульманский поминальный обряд. Там же совершили намаз. Позже было решено продолжить акцию после завершения похорон Евлоева. Тело предали земле, как и собирались, в Экажево, в начале шестого часа вечера понедельника.
После похорон люди вновь направились на привокзальную площадь, чтобы продолжить акцию. Как сообщил «Интерфакс», к месту подвезли казаны для приготовления пищи. Между тем редактор «Ингушетии. Ru» Роза Мальсагова (как сообщала «Газета. Ru», она в настоящее время находится во Франции, где попросила политического убежища) опубликовала на сайте заявление, в котором прямо обвинила Зязикова в причастности к убийству Евлоева. Также в понедельник ингушская оппозиция призвала всех кавказцев, проживающих в Европе, выйти на митинги в столицах своих государств 3 сентября в 11.00.
Сам Зязиков отреагировал на случившееся с одним из главных своих оппонентов лишь к вечеру и был крайне сдержан. «Лично не был с ним знаком, — признался президент Ингушетии. — Считаю, что речь в данном случае идет о человеческой трагедии».
В интервью «Интерфаксу» Зязиков пообещал, что «ход расследования взяла под особый контроль прокуратура республики, и люди должны получать полную информацию о ходе следствия». Зязиков постарался успокоить своих противников. «Власти абсолютно открыты к диалогу. И сегодня, в связи со случившимся, нельзя допустить каких-либо провокационных спекуляций. Совершенно очевидно, что найдутся силы, в том числе за пределами России, которые давно обозначили Ингушетию зоной своих тактических и стратегических интересов и объявили Северный Кавказ фактором, где они намереваются ослабить безопасность на юге нашей страны», — заметил он.
Прокуратура исключает какие-либо другие версии, кроме случайной гибели оппозиционера. Прокурор Ингушетии Юрий Турыгин сообщил, что сразу после прилета в Ингушетию в воскресенье днем «Евлоев должен был быть доставлен для допроса в качестве свидетеля по одному из уголовных дел». «Его посадили в автомашину «УАЗ» и в сопровождении нескольких сотрудников милиции повезли в сторону города Назрань. Исходя из показаний очевидцев, Евлоев во время следования автомобиля вступил в перебранку с работниками милиции, попытался выхватить автомат у одного из сотрудников милиции. В процессе борьбы был произведен выстрел из пистолета, которым случайно был ранен в голову Евлоев», — утверждает прокурор. Примечательно, что из слов Турыгина выходит, что участники инцидента стреляли не единожды: «В процессе осмотра места инцидента изъято оружие, из которого производились выстрелы, и другие вещественные доказательства, включая гильзы», — сказал он.
Милиция также настаивает на версии о случайном выстреле, при котором, как рассказал Хазбиев, пуля вошла в один висок и вышла из другого. Накануне, вскоре после того, как стало известно о смерти оппозиционера, Следственный комитет при прокуратуре Ингушетии возбудил уголовное дело по факту его убийства по ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности».
Адвокат Калой Ахильгов сообщил «Газете. Ru», что намерен добиваться переквалификации этого уголовного дела.
Правда, на успех в этом деле юрист не слишком рассчитывает: «Теоретически, конечно, это реально, но практически, в условиях, когда милиционеры среди бела дня могут убить человека, я не знаю, насколько это будет возможно».
В понедельник к ингушской оппозиции, сразу же заявившей о недоверии официальной версии убийства одного из своих лидеров, присоединились и некоторые московские политики. Тщательного расследования случившегося и наказания виновных, в частности, потребовал «Союз правых сил». А партия «Яблоко» обратилась к российским властям с призывом взять расследование убийства Евлоева под особый контроль. Президиум фракции «Единая Россия» в Государственной думе поручил контролировать ход расследования этого убийства председателю комитета по безопасности Владимиру Васильеву. Васильев уже заявил о доверии следствию, попутно опровергнув сообщения ингушской оппозиции, что тело Евлоева было выброшено милиционерами из автомобиля возле больницы. Кроме того, депутат призвал не допускать «эмоциональных, экстремистских, тенденциозных и искажающих суть высказываний», которые, по его мнению, только раскачивают ситуацию в Ингушетии.
Эксперты «Газеты. Ru» сходятся во мнении, что никаких политических последствий для ингушских властей убийство Евлоева иметь не будет.
«Парадигма политики российской власти на Кавказе отчетливо видна: никакие действия оппозиции не вызовут никакой реакции руководства в Москве. Это делается для того, чтобы не спровоцировать волну подобных событий в других республиках», — заявил в беседе с корреспондентом «Газеты. Ru» политолог Энвер Кисриев. И отметил, что исходя из имеющейся информации, готов поверить в официальную версию, что убийство Евлоева было случайным, «потому что так не готовят серьезные операции»: «Думаю, за это понесут наказание конкретные люди, и все».
Член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов указал на то, что «мы уже пережили достаточно много событий, которые прежде казались невозможными, и после которых разные высокопоставленные люди становились еще более высокопоставленными». «В Ингушетии подобные внесудебные казни, когда человека вроде бы задерживают, а потом он оказывается убит, в последние два года стали системой. Мы фиксировали много таких событий. Эта практика только раскачивает ситуацию в республике, однако вопросов к местной власти у власти федеральной не появляется. Другое дело, что в данном случае все предельно сконцентрировано: в одном человеке соединены свидетель, герой и жертва. Это дает предельную ясность картины, которая менее сфокусированно была видна и раньше. Мы просто узнаем сейчас, до какого градуса мы дошли в наши подлые нулевые, сменившие лихие девяностые. Узнаем, что теперь можно», — считает Черкасов.