В Пекине прошла торжественная церемония открытия XXIX летних Олимпийских игр. Для этого события был специально построен стадион «Птичье гнездо». Открытие состоялось, как и было запланировано, в 8 часов 8 минут и 8 секунд по местному времени, так как восьмерка считается счастливым числом для китайцев.
Удастся ли китайцем заставить спорт работать на имидж страны — пока неизвестно, но подготовку к Олимпиаде, длившуюся 7 лет, уже успели омрачить громкие политические события.
Тибет
Список международных претензий к Китаю традиционно обширен. Но больше всего в канун Олимпиады мир волновала «тибетская проблема». В марте 2008 года беспорядки вспыхнули в административном центре Тибетского автономного района Китая городе Лхасе. Буддийские монахи решили провести в Тибете манифестации по случаю 49-й годовщины восстания в Лхасе, закончившегося изгнанием духовного лидера Тибета далай-ламы. Демонстрация была жестоко подавлена китайскими властями. Десятки людей погибли. Эти события имели огромный резонанс в Европе, так что Европарламент предложил бойкотировать Олимпиаду. Депутаты посчитали, что лидерам европейских стран не следует приезжать на церемонию в том случае, если Китай не начнет переговоры с далай-ламой о нормализации ситуации в Тибете.
От поездки в Пекин отказались канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Канады Стивен Харпер. Также хотел отказаться президент Франции Никола Саркози, но в последний момент передумал.
Сейчас в Китае, по словам официального представителя МИД КНР Лю Цзяньчао, собрались более 80 руководителей стран, в том числе премьер-министр России Владимир Путин и президент США Джордж Буш.
При этом если Путин всячески выказывает свое дружественное расположение к Пекину, то Джордж Буш выступил за день до начала Олимпиады с весьма резким заявлением в адрес китайского руководства. Он осудил власти КНР за несоблюдение прав человека и посоветовал руководству страны дать больше свобод китайскому народу. Речь Буша, которую он произнес в Таиланде перед иностранными дипломатами, местными политиками и крупными предпринимателями, западные СМИ расценили как одну из самых жестких в отношении КНР за последние два года.
Сам далай-лама многократно высказался против бойкота Олимпиады-2008. Он благословил Олимпийские игры и никогда не поддерживал сторонников независимости Тибета в их попытках сорвать эстафету олимпийского огня.
Эстафета олимпийского огня 2008 года стала одной из самых проблемных в истории этого марафона. Из-за акций протеста борцов за свободу Тибета шествие многократно прерывалось, а в Париже в начале апреля факел вообще потух, и даже полицейские не спасли огонь от защитников Тибета и «зеленых», которые воспользовались огнетушителем. Организаторам пришлось зажигать его заново от резервной лампады. И везти в автобусе, отменив последние этапы парижской эстафеты.
Маршрут олимпийского огня в итоге пришлось сократить, но не только из-за выступлений поборников свободы Тибета, но и земелтрясения китайской провинции Сычуань, которое произошло в середине мая. Власти Китая объявили о 12 тыс. погибших. Еще почти 100 тыс. местных жителей остаются под завалами. Без вести пропали 2 тыс. туристов.
Права человека и свобода слова
Хотя одним из условий поведения Игр в Пекине было обещание китайского руководства улучшить ситуацию с правами человека и свободой слова, данное Международному олимпийскому комитету, внутри страны особо ничего не изменилось.
«В год, когда Китаю выпала честь принимать летнюю Олимпиаду, уважения прав человека в этой стране не прибавилось — напротив, стало меньше», — с таким заявлением за 10 дней до открытия игр в Пекине выступили представители правозащитной организация Amnesty International.
Правозащитники из Human Rights Watch и «Репортеры без границ» назвали Китай «крупнейшей в мире тюрьмой для защитников свободы самовыражения» и призывали к бойкоту Олимпиады сразу же после того, как Пекин получил право на проведение Игр.
Против Олимпиады выступали и в самом Китае. Ху Цзя, которого часто называют самым известным китайским «олимпийским заключенным», в сентябре прошлого года вместе с правозащитником Тэн Бяо опубликовал открытое письмо под заголовком «Настоящий Китай и Олимпиада», адресованное правительству. В нем авторы обращались непосредственно к спортсменам и зрителям. «Когда вы приедете в Пекин на Олимпийские игры, вы увидите небоскребы, широкие улицы, современные стадионы и восторженных людей. Вы увидите правду, но не всю правду, а только ее верхушку, как верхушку айсберга. Возможно, вы не заметите, что цветы и улыбки, гармония и благосостояние покоятся на фундаменте из горя и слез, тюремного заключения, пыток и крови», — писали диссиденты. Все свои статьи Ху Цзя печатал на интернет-сайтах, запрещенных в Китае. За это суд приговорил его к трем с половиной годам заключения.
Китай даже на время Олимпиады не намерен отказываться от своих принципов и приоткрывать своим гражданам доступ в интернет. Запрет, действующий в отношении сайтов, на которых размещена критическая по отношению к правительству КНР информация, распространился и на олимпийский пресс-центр, что чревато значительными осложнениями для работы аккредитованных иностранных журналистов.
Акции протеста продолжаются
Когда уже стало очевидно, что Олимпиада состоится, активисты продолжали устраивать акции протеста против нарушения свободы вероисповедания в Китае. За день до открытия Игр трое граждан США предприняли попытку устроить импровизированную пресс-конференцию для иностранных журналистов у мемориальной стены Мао Цзэдуна на оживленной площади Тяньаньмынь. Но рассказать о том, что в Китае нет свободы вероисповедания, они не успели — их тут же задержали китайские полицейские, которые попытались скрыть факт задержания от журналистов и отнимали у них микрофоны.
Активисты Тибета, борющиеся за независимость, также намерены проводить акции протеста во время Олимпиады-2008 в Пекине, несмотря на усиленные меры безопасности.
Как говорится в заявлении группы «Студенты за освобождение Тибета», рекордное число спортсменов откликнулись на интернет-кампанию по поддержке Тибета. Группа планирует организацию акций протеста у китайских посольств, консульств и в других публичных местах.
Власти Китая опасаются провокаций не только со стороны активистов, но их беспокоят возможные выпады со стороны спортсменов.
Спортсмены, которые будут выставлять на обозрение флаги Тибета на территории олимпийских объектов, включая их собственные гостиничные номера, могут быть отстранены от участия в Олимпиаде-2008 и лишены медалей, заявил президент МОК Жак Рогге.
Один спортсмен за свои политические взгляды уже пострадал. Китай аннулировал визу американскому конькобежцу Джою Чику, золотому медалисту Олимпиады-2002 по спринтерскому многоборью, из опасений, что тот публично осудит Пекин за поддержку суданского режима, который обвиняется в потворстве геноциду в Дарфуре. На это американская команда объявила, что звездно-полосатый флаг в ее авангарде понесет Лопес Ломонг, беженец из Судана.
Многие голливудские звезды также высказались в поддержку Тибета, за что подверглись жестокой критике в китайском обществе. Например, американская актриса Шерон Стоун заявила, что землетрясение в провинции Сычуань, жертвами которого стали более 60 тысяч человек, стало возмездием за политику Пекина в Тибете. Большинство пекинских магазинов Christian Dior, лицом которого сейчас является актриса, тут же убрали рекламные портреты актрисы со своих витрин.
Имидж
Очевидно, что Китай постарается все же извлечь из Олимпийских игр наибольший пропагандистский эффект, прежде всего направленный не для внешнего, а для внутреннего употребления.
Для пекинского режима церемония открытия — это не только грандиозное спортивное зрелище, но и не менее важное политическое мероприятие, которое должно лишний раз напомнить самим китайцам о величии их страны. Председатель КНР Ху Цзиньтао уже принял около дюжины глав государств и членов королевских семей.
Сами жители Поднебесной, согласно последним данным соцопроса в Китае, уверены, что Олимпиада улучшит имидж Китая за рубежом. Так считают более 90% китайцев. Три четверти китайцев полагают, что остальной мир и так хорошо относится к их стране, и лишь 10% выразили мнение, что иностранцам не нравится Китай. А протесты против нарушения Пекином прав человека и его политики в Тибете глубоко обидели китайский народ.