Как напоминает агентство РИА «Новости», сегодня в боевом составе российского флота есть единственный авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов». Но в будущем, насколько отдаленном, адмирал, правда, не пояснил, «флот увидит и более мощные корабли: современные многоцелевые эскадренные миноносцы и авианосцы, корабли других классов». «Соответствующие работы уже начаты», — пояснил главком.
Строительство авианосцев, считает военачальник, это часть «существенно активизировавшегося» в последние годы процесса строительства новых кораблей и подводных лодок.
«Военно-морской флот продолжает строительство новых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых подводных лодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей, тральщиков, боевых катеров и судов обеспечения», — похвалился главком.
Адмирал Высоцкий не стал называть ни стоимость, ни приблизительные сроки приемки или спуска на воду кораблей, которые могли бы составить компанию «Адмиралу Кузнецову». Насчет строительства авианосцев он вообще не дал никаких подробностей, хотя ранее называл цифру в пять-шесть подобных кораблей. Зато Высоцкий подробно остановился на «основных перспективных надводных кораблях ВМФ», корветах проектов-20380, где применяется технология «стелс». Общее число запланированных к постройке судов, подобных головному корвету «Стерегущий», который вошел в состав флота в прошлом году, планируется довести до 40.
Водоизмещение такого корабля — 2 тысячи тонн, длина — 100 метров. Он вооружен противокорабельными ракетами «Яхонт», зенитно-ракетным комплексом «Кинжал», противолодочным ракетным комплексом «Медведка». Артиллерийское вооружение включает в себя 100-миллиметровую универсальную установку и несколько 30-миллиметровых зенитных установок АК-630. Максимальная скорость «Стерегущего» составит 28-30 узлов. На корвете базируется вертолет, уточняет РИА «Новости».
Однако эксперты, с которыми побеседовала «Газета.Ru», энтузиазма по поводу заявлений Высоцкого не испытывают. В первую очередь это касается идеи строительства авианосцев.
Независимый военный обозреватель Александр Гольц считает ее таким же «большим проектом», которым «озаботились все другие виды вооруженных сил». «У ВВС – это строительство истребителя пятого поколения, у сухопутных войск – программа частичного перевода частей на контрактную службу, у РВСН – ракеты «Тополь-М» и РС-24». «Моряки как-то некстати оказались не у дел, а это сильно бьет и по их ведомственным, и финансовым интересам».
К слову, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО Александр Пикаев не считает серьезным авианосцем даже «Адмирала Кузнецова». «По существу, ни одного авианосца в СССР не было построено. «Адмирал Кузнецов» имеет дизельную установку, такую же, как у американских авианосцев времен Второй мировой войны», — сказал Пикаев «Газете.Ru».
Проект этот, по большому счету, неосуществим, уверен Гольц. В России нет ни верфей достаточного размера, ни технологий, обеспечивающих авианосцам пребывание в режиме боевого дежурства большую часть года, ни, на что особенно указывает аналитик, стратегического ответа на вопрос «зачем нужны авианосцы». «Я ничего не слышал о том, чтобы говорилось, что Россия должна обладать глобальными средствами распространения своего военного присутствия, — пожимает плечами собеседник «Газеты.Ru». – У США есть концепция «передового базирования», и они реализуют ее на практике в Ираке и Афганистане. Есть ли страны, где Россия готова проводить подобные операции? Таких стран нет».
Пикаев считает, что для показа флага в удаленных акваториях или осуществления миротворческих операций «России можно построить несколько авианосцев». Однако, по его мнению, российский военный бюджет не резиновый, «и, наверное, лучше было бы потратить эти деньги на укрепление морских границ на Черном и Балтийском морях или строить подводные лодки», — считает эксперт.