Россия начала сокращение поставок нефти в Чешскую республику. Об этом с удивлением объявили в минувшую пятницу власти этой европейской страны, которая на прошлой неделе подписала соглашение с Вашингтоном о размещении на своей территории объектов ПРО США. Три дня спустя из Москвы пришли объяснения: сокращение поставок произошло по техническим, а не политическим причинам.
Российские партнеры, к которым Прага обратилась за разъяснением «исключили политические причины», объявил в понедельник официальный представитель министерства промышленности и торговли Чехии Томаш Бартковский. Такой комментарий получил, по словам чиновника, заместитель министра промышленности и торговли Томаш Хюнер, отправившийся в российское посольство в Праге.
«Причинами стали проблемы нефтедобывающих компаний и бизнес-противоречия между компаниями-поставщиками», — приводит слова министра агентство Reuters.
Между тем, три дня молчания российской стороны дали повод для всяческих спекуляций. Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев, именно отсутствие объяснений из Москвы и «становилось причиной предыдущих трений» между Россией и странами-импортерами нефти, которые «любые накладки с поставками сырья в Европу воспринимают крайне болезненно».
Еще в пятницу чешское руководство в своем заявлении ограничилось констатацией того, что «поставки сырья по нефтепроводу «Дружба», который связывает сибирские месторождения с чешскими нефтеперерабатывающими предприятиями, сокращаются».
Министерство промышленности и торговли Чехии не стало уточнять количественных показателей, отметив лишь, что страна располагает резервами сырья на 95 дней. И хотя чешская сторона не стала также проводить связь между сокращением поставок с подписанным договором по ПРО, было указано, что она «через посольство Чехии в Москве пытается выяснить, в чем причина». В понедельник, как ожидается, чешская делегация в спешном порядке прибудет в российскую столицу.
Судя по сообщениям некоторых СМИ, в чешском МИДе сразу же попытались вывести вопрос из политической плоскости в техническую. Как отметила в интервью The New York Times пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Зузана Оплеталова, «мы не хотим обсуждать, есть ли здесь какая-то связь или нет».
В воскресенье, как передает информагентство DPA, представитель правительства Чехии Вацлав Бартушка официально объявил, что в Праге сокращение поставок российской нефти «не связывают с подписанием договора» по ПРО. Однако хронология событий, которую он привел, скорее, свидетельствует об обратном.
По словам Бартушки, сокращение российского экспорта началось еще 4 июля, но особенно заметным оно стало после 8-го числа, когда было подписано первое чешско-американское соглашение по ПРО. Как сообщает Reuters, поставки нефти сократились с тех пор почти вдвое.
Министр промышленности и торговли Чехии Мартин Ржиман также опроверг политический подтекст перекрытия Россией вентиля, заметив, что это выглядело бы «слишком по-детски» со стороны Москвы.
Техническими неполадками, по мнению чиновника, случившееся также нельзя объяснить, ведь поставки Польше по тому же нефтепроводу не прерывались. Еще одна причина – борьба между российскими операторами за право на экспорт нефти – осталась без комментариев Бартушки.
В то же время NYT, первой из ведущих мировых СМИ сообщившая о кризисе энергопоставок, отмечает, что если речь идет об «энергетическом шантаже» со стороны России, то Чехия в этом отношении «куда менее уязвима, чем Украина, которая два года назад понесла серьезные убытки из-за прекращения подачи российского природного газа». Центральноевропейская республика «еще в 1990-х пошла на огромные издержки и протянула транснациональный нефтепровод с Запада, тем самым создав альтернативный источник энергоносителя и снизив собственную уязвимость», добавляет издание, указывающее, что проложенная через Германию ветка питается от западноевропейских сетей, сырье в которые поступает с Ближнего Востока и из Северного моря. Этот нефтепровод даже при полном прекращении подачи нефти из России может компенсировать недостаток топлива, ссылается NYT на чешское министерство промышленности и торговли.
Компания Unipetrol, которой, собственно, и поступает российская нефть для переработки, как объявил один из членов ее совета директоров Иван Оттис, уже воспользовалась этим преимуществом. Концерн, сообщил он, уже использовал государственные запасы для компенсации недостачи и увеличил закачку горючего из средиземноморского нефтепровода TAL-IKL. Гендиректор Unipetrol Франсуа Влежель уверен: сокращение поставок – это следствие «кратковременного сбоя» в работе российской стороны, но разбираться с этим будут дипломаты.