Авторитетная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) представила в среду доклад «Они как будто упали с неба!» Контртерроризм, нарушения прав человека и безнаказанность в Ингушетии», посвященный ситуации с соблюдением прав человека в этой республике. Работа охватывает 2007-й и начало 2008 года. Правозащитники приводят свидетельства людей, пострадавших в ходе контртеррористических операций в республике, а также 8 случаев внесудебных казней, происшедших в республике за этот период.
В докладе делается вывод о том, что в Ингушетии наиболее отчетливо проявляется «наследие чеченского конфликта в виде произвола и нестабильности», захлестнувшее, в принципе, весь Северный Кавказ.
В последние годы в республике растет активность боевиков, нацеленная на дестабилизацию ситуации во всем регионе, отмечают правозащитники. Долгосрочная цель террористов – создание исламского государства (организация запрещена в России) на Северном Кавказе, в ходе которого они надеются добиться свержения власти и изгнания из региона федеральных силовиков. Значительный рост числа нападений на госслужащих и представителей силовых структур отмечается с лета 2007 года. Однако ответные действия властей вызывают протест правозащитников.
«Силовые структуры отвечают задержаниями лиц, подозреваемых в причастности к незаконным вооруженным формированиям. По форме эти задержания напоминают похищения; задерживаемые подвергаются пыткам, а иногда бесследно исчезают. Похищения и убийства нередко происходят в Ингушетии в ходе спецопераций, напоминающих массовые и адресные «зачистки» периода чеченского конфликта. Село, отдельная его часть или домовладение блокируются вооруженными людьми, часто в масках, которые врываются в дома, открывают огонь, избивают и унижают людей, наносят вред имуществу», — свидетельствуют правозащитники. В докладе они приводят свидетельства ингушей, которым так и не удалось найти «виноватых» в зачистках, от которых они пострадали: «Они (силовики. – «Газета. Ru») как будто упали с неба!» — посетовал правозащитникам один из пострадавших.
Наибольшую обеспокоенность у правозащитников вызывают бессудные казни, самой юной жертвой которых стал шестилетний Рахим Амриев, расстрелянный в ходе спецоперации.
Расследование в связи с его гибелью ни к чему пока не привело, да и сам факт расследования авторы доклада считают скорее исключением, чем правилом. Также их беспокоят убийства русскоязычных жителей Ингушетии, которые, по их мнению, выглядели как спланированные нападения.
Особое место в докладе уделено борьбе ингушских властей с народным протестом, вызванным действиями силовиков. «Доведенные до отчаяния безнаказанностью силовиков и постоянными заявлениями властей о том, что ситуация в регионе нормальна и стабильна, жители республики в 2007 году и в начале 2008 года выходили на митинги протеста. Ингушские власти, однако, называют эти митинги laquo;провокациями», играющими на руку боевикам. Они делают все возможное, чтобы не допустить публичных протестов: проведение митингов не санкционируется, демонстрантов разгоняют с чрезмерным применением силы, работе СМИ в регионе чинятся препятствия», — говорится в докладе. В качестве примеров приводятся инциденты, происшедшие в преддверие и в ходе митингов в ноябре 2007 года и январе 2008 года. Самым нашумевшим случаем, напомним, было похищение съемочной группы телеканала РЕН ТВ и руководителя правозащитного общества «Мемориал» Орлова, которых избили и выкинули за городом.
«Если Россия хочет остановить сползание Ингушетии к полномасштабному кризису с правами человека по образцу чеченского, она должна положить конец произволу. Федеральные и республиканские власти должны расследовать преступления и привлечь виновных к ответственности вне зависимости от должности. Нарушения прав мирных жителей не помогут в борьбе с терроризмом. На самом деле они только усугубляют конфликт», — уверена автор доклада Татьяна Локшина.
Впрочем, ингушские власти, утверждающие, что ситуация в Ингушетии ничем не отличается от других регионов, вряд ли станут следовать рекомендациям правозащитников. В частности, в среду с выводами доклада в корне не согласился уполномоченный по правам человека в Ингушетии Карим-Султан Кокурхаев. Заявив, что HRW «отрабатывает американские деньги», он заверил, что в этом году в Ингушетии не было ни одного случая похищения или пыток.