Двухдневный XV съезд демократической партии «Яблоко», проходивший в минувшие выходные в поселке Московский, можно назвать поворотным в ее судьбе. Самым громким событием стал добровольный уход с поста председателя Григория Явлинского, руководившего партией в течение пятнадцати лет.
Известие о том, что Явлинский решил расстаться со своим креслом, застало делегатов врасплох.
Представители образовавшейся в партии оппозиции — сопредседатель молодежной фракции Илья Яшин и руководитель регионального отделения Санкт-Петербурга Максим Резник, выдвинутый в качестве альтернативного кандидата на пост председателя, — заявили, что «Яблоко» находится в глубоком кризисе, поскольку является партией одного лидера. «Главная проблема кризиса — отсутствие обновления руководства партии и структурно-кадрового обновления. На сегодняшний день у населения накопилась усталость от лидеров партии, которые не меняются уже пятнадцать лет», — посетовал Яшин, выступая утром в субботу перед делегатами съезда.
Слухи, что Явлинский сложит с себя полномочия, распространились среди делегатов за обедом.
«Я подошел к Григорию Алексеевичу и спросил: зачем он уходит? А он ответил мне: так надо», — взволнованно рассказывал делегат от Орловской области Александр Кириллов.
Сам Явлинский не торопился что-то говорить. «Давайте дождемся начала выборов председателя партии», — пытался успокоить он журналистов.
Дождаться этого момента было непросто. Делегаты затеяли продолжительную дискуссию на самые разные темы: дальнейшего существования партии, внутрипартийных конфликтов, реформы аппарата, взаимодействия с властью и недопустимости участия партийцев в совместных мероприятиях с нацистами, необольшевиками и коррупционерами 90-х годов. Дело в том, что лидеры радикального крыла партии Яшин и Резник были участниками Национальной ассамблеи, в заседании которой помимо выходцев из запрещенной НБП (организация запрещена в России) приняли участие и сталинисты из «Армии воли народа (организация запрещена в России)». «Если хочешь ходить в публичный дом, ходи, только не неси туда с собой знамя «Яблока» и не тяни туда членов партии, очень прошу», — сказал на этот счет Явлинский. Съезд к замечанию лидера прислушался и установил запрет на участие партийцев в подобного рода мероприятиях.
Расстроенный этим обстоятельством, Яшин бросил партийцам вызов: «Либо мы партия, открытая для диалога с Кремлем, либо мы оппозиция власти!»
Явлинский не стал темнить и прямо заявил: «Да, мы партия, открытая для диалога с Кремлем и Белым домом».
Первоначально фамилия Явлинского была внесена в бюллетень для голосования. Помимо него в списке фигурировали еще пять кандидатов — зампреды Игорь Артемьев и Сергей Иваненко, лидеры питерского и карельского отделений Максим Резник и Василий Попов. Тут-то Явлинский и заявил, что отказывается баллотироваться на пост председателя и обратился к съезду с просьбой «избрать нового председателя, чтобы искать и взращивать новые кандидатуры». В качестве преемника своего курса он предложил Сергея Митрохина. Артемьев и Иваненко тут же взяли самоотвод в пользу Митрохина.
В итоговом бюллетене было лишь три фамилии: Митрохин, Резник и Попов. Казалось, ничего больше не мешало делегатам определиться, но к обсуждению они подошли ближе к десяти вечера, когда должен был начаться матч чемпионата Европы между россиянами и голландцами. Все пошли смотреть футбол.
К голосованию делегаты вернулись уже далеко за полночь, вдохновленные победой российской сборной. О том, что новым лидером «Яблока» избран Митрохин, стало известно ближе к четырем утра. Он тут же заявил, что считает «своим долгом сохранение партии» и «стоит на одной платформе с Явлинским и намерен продолжать его политику».
В экспертном сообществе рассудили, что отставка Явлинского открывает для него возможность занять государственный пост, предложенный Кремлем, а обновленная партия может стать платформой для объединения демократов.
Как известно, слухи о возможном назначении Явлинского на государственный пост пошли весной, после таинственной встречи «яблочника» в Кремле с Дмитрием Медведевым.
Сам Явлинский объяснил причину ухода тем, что его считали главным препятствием на пути объединения демократических сил. «Сколько раз они говорили, мы не пойдем в подчинение Явлинского. А теперь нет подчинения, заходи и говори», — казалось, дал сигнал Явлинский представителям демократического фронта.
Реакция не заставила долго ждать. Секретарь президиума политсовета СПС Борис Надеждин выразил уверенность в том, что шансы на присоединение «Яблока» к объединительным процессам правой оппозиции отныне увеличиваются.
Резник объяснил победу Митрохина тем, что в сознании партийцев он воспринимается как продолжатель дела Явлинского. «Победа Митрохина во многом означает продолжение нынешнего курса партии», — констатировал Резник, призывавший съезд перейти в стан внесистемной оппозиции и бороться с действующей властью радикальными методами.
К формированию руководящих органов партийцы вернулись в воскресенье. Решением съезда был создан новый орган — политический комитет, названный яблочниками «советом аксакалов». Он состоит из двенадцати членов, равных в своих полномочиях с председателем партии. Новый орган наделен властью от имени партии делать политические заявления, вносить кадровые предложения, распределять финансирование, экстренно прекращать полномочия председателя и созывать чрезвычайный съезд. Помимо Явлинского в комитет были избраны Алексей Арбатов, Игорь Артемьев, Елена Дубровина, Алексей Иваненко, Алексей Яблоков, Михаил Амосов, Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Борис Мисник и Василий Попов.
Перед тем как прошли выборы членов бюро, представители десяти региональных отделений внесли на рассмотрение съезда проект постановления с предложением исключить Яшина и Резника из партии за нарушение внутрипартийной дисциплины и участие в Национальной ассамблее. Но Явлинский обратился к делегатам и попросил их не делать этого. «Зачем принимать это постановление? Пусть все расставит по своим местам голосование», — предложил Явлинский. Голосование оказалось не в пользу «раскольников». Выдвигавший свою кандидатуру Резник так и не смог набрать достаточного числа голосов, чтобы получить место в комитете, зато он был переизбран членом бюро, что не удалось сделать Яшину.
Из 33 членов бюро было избрано только 18 человек, поэтому партийцы решили приостановить работу съезда и возобновить его осенью, чтобы доизбрать оставшихся.