На саммите глав государств и правительств ЕС в Брюсселе, начавшемся в четверг, было решено дать официальному Дублину четыре месяца на то, чтобы продумать, каким образом можно выйти из кризиса, спровоцированного отказом ирландских избирателей поддержать ратификацию Лиссабонского договора о реформе ЕС. Провал этого вопроса на референдуме 12 июня поставил под вопрос будущую европейскую интеграцию: не работающий в блоке из 27 стран принцип консенсусного единодушного голосования останется на месте.
Решив отложить до октября разговор по существу о судьбе Лиссабонского договора, европейские лидеры не уточнили, ждут ли от Дублина разработки собственного плана по преодолению кризиса или детального анализа сложившегося положения. На последнем настаивают в самой Ирландии: премьер-министр Изумрудного острова Брайан Коуэн попросил «необходимого времени для анализа итогов голосования и изучения имеющихся возможностей» для дальнейшего продвижения.
Пожалеть Ирландию, ставшую единственной страной, которая отвергла Лиссабонский договор, из высказавшихся по нему 19 государств, согласны все члены Евросоюза.
«Со всей уверенностью, у нас нет никаких предельных сроков, ни для Ирландии, ни для кого либо другого», — объявил в первый день саммита Янез Янша, премьер-министр Словении, председательствующей до 1 июля в ЕС.
Пока что у Евросоюза существуют два очевидных пути, как выбраться из тупика. Первый из них получил название «Европы двух скоростей», и он подразумевает, что покуда одни страны-члены идут на все большую интеграцию, другие, оставаясь внутри ЕС, воздерживаются от дальнейшего сближения. Второй же – замораживание реформ до тех пор, пока не будет выработан консенсусный вариант нового базового договора. Новый текст может оказаться еще более облегченным по сравнению с провалившейся в 2005 году Европейской конституцией, чем Лиссабонский договор.
Ярым противником первого варианта выступила на саммите Германия. Канцлер этой страны Ангела Меркель настаивает, что если уж идти вперед, так всем вместе. «Мы должны обеспечить единодушное принятие и продвижение вперед европейских договоров. Другого пути нет», — объявила она депутатам бундестага перед отбытием в Брюссель, сообщает Reuters.
Ее итальянский коллега, премьер-министр Сильвио Берлускони от такого воодушевления далек. Европейская идея, точнее, те, кто ее в настоящий момент продвигают, его едва не разочаровывают, признался он. «Я вижу, как Европа отступила вспять по сравнению с тем, что было два года назад», — поделился он на встрече с предпринимателями.
Нынешние европейские лидеры — «меньшие личности», заметил Берлускони, который напомнил те времена, когда свои кресла еще занимали британский премьер Тони Блэр, глава испанского правительства Хосе Мария Аснар, канцлер ФРГ Герхард Шредер и французский президент Жак Ширак.
Другой новостью, поступившей под вечер четверга из Брюсселя, стало снятие общеевропейских санкций с Кубы, где минувшей зимой Рауль Кастро сменил своего брата Фиделя на руководящих постах. Как отмечает агентство AFP, это важный жест с символической точки зрения, поскольку мораторий на санкции был введен еще три года назад. Теперь, считают аналитики, следует ждать ответных шагов социалистического режима по дальнейшей либерализации, на которую, кажется, решилось новое правительство Кубы.
В Соединенных Штатах эту идею восприняли холодно. Официальный представитель Белого дома Гордон Джондро сдержанно прокомментировал решение европейцев: «Мы думаем, братьям Кастро надо предпринять пару шагов по улучшению положения с правами человека, прежде чем какие-то санкции будут сняты».