Вслед за президентом России, который месяц назад объявил о создании совета по борьбе с коррупцией, бороться с взяточничеством бросилась Общественная палата (ОП). Общественников воодушевил тот факт, что возглавил этот совет сам глава государства. А в связи с тем, что именно в эти дни, по замыслу Медведева, должен появиться национальный план о противодействии коррупции, подкомиссия по проблемам противодействия коррупции ОП провела специальное заседание.
Участники собрания не только определили основные направления работы подкомиссии на ближайшие полгода, но и поспешили освежить в памяти общественности так называемый Кодекс этики государственных служащих РФ. Напомним, что пробный проект такого кодекса был опубликован еще в 1997 году в Ежегоднике РАГС (Российская академия государственной службы). С тех пор он неоднократно переиздавался, а единой версии выработано так и не было. В 2001 году группа депутатов во главе с Владимиром Рыжковым и Борисом Немцовым внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения государственных служащих РФ. Госдума поначалу было приняла его в первом чтении, но во втором — отвергла. Тогда снятие проекта с рассмотрения объясняли тем, что кодекс во многом дублирует положения принятых с подачи президента законов «О системе государственной службы в РФ» и «О государственной гражданской службе».
«В общем, какого-то отдельного этического кодекса для чиновников в России так и не появилось. Но в Общественной палате его разработкой занимаются уже несколько лет. Сегодня мы решили освежить то, что было наработано еще в 2006 году. Теоретически, он у нас уже готов, но пока не признан единой версией», — рассказал «Газете.Ru» ответственный секретарь подкомиссии по проблемам противодействия коррупции ОП Сергей Буров.
Документ получился довольно нравоучительным, но непонятно, какие конкретно его положения поставят надежный заслон коррупции.
Тем более что какой-то новизны идей в том, что написали общественники, пока не наблюдается. В общих положениях кодекса, разработанного ОП, говорится, например, о том, что «для государственной службы значимы такие качества служащих, как патриотизм, гражданственность, честность, ответственность, порядочность в служебных и личных отношениях, терпимость к иным мнениями, способность вести конструктивный диалог, скромность, умеренность в материальных потребностях, бескорыстное служение Отечеству». «Государственный служащие обязан быть приверженным этическим ценностям демократии…», — продолжают общественники. С таким же успехом в документе можно было бы просто перечислить десять заповедей.
В разделе «Общие принципы и этические нормы служебного поведения государственных служащих» члены ОП еще раз напоминают, что государственная служба – «это служение людям», а моральным долгом чиновника «является соблюдение основного правила нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». А каждый государственный служащий, по мнению общественников, «должен исходить из морального принципа: «Относись к другому человеку, как к цели, и никогда — как к средству»». Кроме этого представители ОП обращают внимание чиновников на то, что «госслужащий при исполнении служебных обязанностей и вне службы должен воздерживаться от поступков, высказываний и действий, наносящих ущерб авторитету государства».
Главным выводом кодекса стало положение о том, что «моральные требования и нормы настоящего документа обязывают всех госслужащих наряду с действующим законодательством руководствоваться общепринятыми нормами морали и нравственности». «Девиз государственной службы — «Честь. Служение. Отечество», — такими словами заканчивается проект кодекса ОП.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», вообще сомневаются, что подобный кодекс нужен России, по крайней мере, на данном этапе. «Дело в том, что такой документ был бы целесообразен только в том случае, если бы власть в стране была прозрачной. Тем более что вообще-то он взывает не к морали чиновников как таковых, а к морали общечеловеческой.
Подкомиссия ОП, на мой взгляд, работала над этим документом от своей полнейшей безобидности, то есть в этих бумагах вообще невозможно найти что-то, что бы затронуло управленческий корпус страны», — поделился с «Газетой.Ru» своим видением проблемы президент фонда «Индем» Георгий Сатаров.
В том, что создание подобного кодекса преждевременно, уверена и директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. «Не стоит ставить телегу впереди лошади. Сам по себе кодекс, безусловно, нужен, но не в то время, когда у нас в стране напрочь отсутствует детально прописанный закон по коррупции. Сначала необходимо хотя бы просто объяснить чиновникам, для чего они служат государству, а уж потом говорить о морали. Но пока он выглядит несколько нелепым», — заявила «Газете.Ru» Панфилова.