Отказ Ирландии в четверг поддержать реформированный договор ЕС, подписанный в декабре прошлого года в Лиссабоне, стал полной неожиданностью для глав европейских правительств. Документ уже одобрили парламенты 18 государств, а опросы общественного мнения в Ирландии, с успехом воспользовавшейся плодами евроинтеграции, не сулили никаких бед.
Но в этой стране, единственной, где ратификация договора требовала одобрения граждан на референдуме, избиратели сказали «нет». Тем самым они уготовили документу судьбу его предшественницы – почившей в бозе Европейской конституции, отвергнутой в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах.
В понедельник министры иностранных дел Евросоюза должны собраться в Люксембурге, чтобы за целый день переговоров дать хотя бы наметки того, как дальше должен развиваться блок. Больше всего претензий будет, конечно, к министру иностранных дел Ирландии Майклу Мартину, ведь его шеф, премьер Брайан Коуэн, заявил на днях, что не видит выхода из тупика.
Действительно, «нет», высказанное ирландцами в адрес громоздких европейских институтов, причем «нет» гораздо более громкое, чем ожидалось, — 53,4% проголосовали против ратификации — ставит перед сторонниками дальнейшей интеграции Европы почти неразрешимую дилемму.
Ирония состоит в том, что Лиссабонский договор помимо введения постов председателя Евросоюза и де-факто общего министра иностранных дел предполагал отказ от принципа консенсусного голосования, который требует для одобрения тех или иных решений согласия всех членов ЕС.
Консенсус худо-бедно работал, когда в ЕС было 15 членов, но всякий раз согласовывать позиции уже 27 членов более не представлялось возможным. Но для того, чтобы прийти к более эффективному принципу большинства, опять потребовалось единодушное одобрение всех стран. Одного голоса оказалось достаточно, чтобы реформа провалилась.
Теперь Еврокомиссия может озаботиться разработкой нового документа, еще более скромного по сравнению с и так купированной конституцией, которую представлял из себя Лиссабонский договор. Главы стран ЕС могут решиться также устроить переголосование для Ирландии, но для этого им потребуется выждать какое-то время.
В любом случае правительства Евросоюза готовы добиваться ратификации Лиссабонского договора в восьми оставшихся государствах, в том числе в традиционном бастионе «сепаратистов» Великобритании и в ее новом союзнике Чехии. «Другие страны должны продолжить ратифицировать договор, чтобы ирландский прецедент не вылился в кризис», — объявил Никола Саркози, президент Франции, к которой с 1 июля переходит председательство в Евросоюзе.
Но дальше решительность европейских лидеров пока не заходит. Общее настроение выразил тот же Коуэн, который согласился с тем, что пока процесс не может двигаться «ни вперед, ни назад, ни вовне, ни вовнутрь». Франция, один из локомотивов интеграции, готова настаивать на повторном голосовании для Ирландии, но, по словам госсекретаря по европейским делам Жана-Пьера Жуйе, торопить Дублин не будет.
В самой Ирландии к этой идее пока относятся прохладно. «Я не предвижу такой ситуации, при которой мы могли бы поставить этот вопрос (на голосование) еще раз, ведь, честно говоря, есть риск, что (повторный провал на референдуме) причинил бы Европе и Ирландии еще больший ущерб», — отозвался на предложение своего французского коллеги ирландец Конор Ленихан, передает агентство AFP. Впрочем, прецедент в самой Ирландии уже был. Так называемый Договор Ниццы, заключенный в 2000 году, был провален ирландцами на референдуме в июне 2001 года. Но год спустя, после принятия поправок, гарантировавших нейтралитет страны, ратификация документа была вновь поставлена на голосование и в конечном итоге одобрена.