Над территорией непризнанной республики Абхазия не будут летать грузинские беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Такое решение было озвучено представителем Тбилиси после рассмотрения в Совете Безопасности ООН доклада экспертов об инциденте 20 апреля, когда над конфликтной территорией был сбит самолет-разведчик.
Участники заседания пришли к выводу, что в Московском соглашении 1994 года о прекращении огня довольно четко прописано, что воздушное пространство не может нарушать ни одна страна. А потому над Абхазией не могут летать как российские самолеты, так и грузинские.
Напомним, еще в начале этой недели появилось экспертное заключение специалистов миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), в котором говорилось, что 20 апреля грузинский беспилотник был сбит именно российским истребителем. Главным материалом для исследования стали кадры, зафиксировавшие момент уничтожения дорна неизвестным истребителем. Специалисты, признав съемку дрона подлинной, пришли к выводу, что на кадрах запечатлен истребитель МиГ-29 или Су-27 – оба самолета стоят на вооружении российских ВВС. В пользу того, что это был российский истребитель, говорят и данные радара, свидетельствующие, что самолет-перехватчик после уничтожения дрона ушел на север, то есть в российское воздушное пространство.
Российская сторона пока не соглашается с выводами Совбеза. Российский постоянный представитель в ООН Виталий Чуркин после заседания заявил, что в анализе экспертов содержится много «нестыковок, несоответствий и нехваток». Кроме того, выводы сделаны были на основе неполной информации, считает он. Так, Чуркин обратил внимание, что нет данных, откуда зафиксированный на съемке истребитель заходил в воздушное пространство Грузии. В связи с этим Россия собирается провести собственное расследование инцидента с привлечением иностранных экспертов.
Тем не менее данные доклада устроили большинство членов Совбеза. А делегации США, Франции и Бельгии согласились с Тбилиси, что инцидент 20 апреля был актом агрессии со стороны России по отношению к Грузии.
Несмотря на это, российские представители не унывают и считают, что Совбез встал все же не на сторону Грузии. Пожалуй, основной вывод доклада – грузинский беспилотник не должен был находиться над зоной грузино-абхазского конфликта. Такие полеты являются нарушением Московского соглашения о прекращении огня 1994 года, пояснил Чуркин.
По словам российского представителя, только США попытались поставить под сомнение такую трактовку соглашения, заявив, что в этой части соглашение неясно. «Московское соглашение... не оговаривает запретов на полеты», — заявил по окончании заседания представитель США при ООН Алехандро Вулф. «Однако никто больше такого рода интерпретацию не поддержал», — не без радости рассказал Чуркин журналистам. И добавил, что подобные заявления Вашингтона «могут дезориентировать Тбилиси и подвигнуть грузин к организации новых провокаций».
В качестве главного контраргумента США российский дипломат напомнил, что «даже грузинская сторона проявила больше понимания выводов доклада в этой части». Как раз после оглашения доклада грузинский постпред в ООН Ираклий Алалсания заявил, что Тбилиси прекращает полеты БПЛА над Абхазией. Правда, оговорив, что этот мораторий может быть отменен, «если возникнет угроза».
Впрочем, на что обратил внимание и Чуркин, у Грузии есть еще один серьезный повод прекратить полеты БПЛА над Абхазией. «В последние недели их (беспилотников) сбили чуть ли не семь штук», — напомнил российский представитель.
Еще одна важная претензия российской стороны к Совбезу: в заседании не принимали участие представители Абхазии. «Мы выразили надежду, что когда в следующий раз, а это произойдет уже в июле, Совет Безопасности ООН вновь займется грузино-абхазским конфликтом, представителям абхазской стороны, наконец, будет предоставлена возможность встретиться в Нью-Йорке в здании ООН с членами Совета Безопасности», — заявил Чуркин.
На это обращают внимание и в Абхазии. «У нас не вызывает доверия обсуждение, которое происходит без нас. К этому обсуждению мы относимся абсолютно прохладно», — заявил накануне глава МИД Абхазии Сергей Шамба агентству «Интерфакс». Но идея о прекращении полетов в целом Сухуми понравилась.
Вслед за приостановкой полетов беспилотных самолетов-разведчиков Грузия должна вывести свои войска из Кодорского ущелья Абхазии, считают в Сухуми. «Если заявления представителей грузинского руководства о прекращении провокаций с использованием беспилотных самолетов-разведчиков соответствуют действительности, то следующим шагом Грузии должен стать вывод грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья Абхазии», — заключил он.
Тем временем Грузия намерена взыскать с России ущерб за сбитый беспилотник. Как заявил председатель временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия, российской стороне будет предложено заплатить около $12 млн, сообщает сайт «Наша Абхазия».