Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, выступая в пятницу на конференции ученых-юристов под названием «Эффективность законодательства и современные юридические технологии», заявил, что правом законодательной инициативы в России обладает слишком большое число субъектов, а эффективно им пользуется лишь правительство. «Как показывает практика, из числа наделенных правом законодательной инициативы субъектов права больше других ресурсами для реализации права законодательной инициативы с высокой практической отдачей располагает правительство. Оно первым в государственной управленческой системе получает сигналы о необходимости подготовки различных законопроектов», — объяснил он.
По его мнению, «когда с законодательными предложениями выступают другие субъекты, они чаще выражают местные электоральные предпочтения, а порой и иные частные, корпоративные интересы, интересы поддержания имиджа».
«Поэтому вопрос о том, насколько целесообразно нынешнее достаточно большое число субъектов с правом законодательной инициативы, такой вопрос существует, он остается открытым», — сказал Нарышкин.
Впрочем, глава кремлевской администрации убежден, что с этим вопросом торопиться не стоит. «Повышение эффективности государственного управления и его главного инструмента — законодательства — задача не одного года, но решение этой задачи не следует откладывать на завтра, ведь от качества государственного управления прямо зависит дальнейшее успешное движение России по пути строительства правового государства», — заметил Нарышкин.
Согласно конституции (ст. 104), право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету федерации и Госдуме, сенаторам и депутатам Госдумы, правительству и региональным парламентам. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду, Верховному суду и Высшему арбитражному суду по вопросам их ведения (эти органы указанным правом пользуются крайне редко).
«По числу на первом месте стоят законопроекты депутатов, на втором — правительства, на третьем — законопроекты субъектов федерации, на четвертом месте инициативы президента, и инициативы судов на последнем месте. Если рассматривать по значимости, то приоритетными для депутатов являются инициативы президента», — рассказал «Газете.Ru» о нынешней практике первый замглавы думской фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский.
Региональных законодатели надеются, что их не лишат права законодательной инициативы. «Этого не будет сделано никогда. Региональные парламенты представляют население того или иного региона, и у нас есть возможность на местах изучать правоприменительную практику. Мы близки к народу, без нас связь с народом уменьшится», — поделился с «Газетой.Ru» спикер парламента Мурманской области Евгений Никора.
Он напомнил, что в 2009 году пройдет собрание совета законодателей с участием президента Дмитрия Медведева на тему повышения эффективности законодательной инициативы региональных парламентов.
Сенаторы также не уверены, что их стоит лишать права инициативы. По их мнению, есть лишь необходимость в том, чтобы упорядочить взаимодействие парламента с правительством на этот счет. «Необходимо упорядочить отношения парламента и правительства в области подготовки законопроектов, и это было бы правильно. А к такого рода реформам мы относимся настороженно, их должно быть как можно меньше», — заметил в беседе с «Газетой.Ru» председатель комитета по конституционному законодательству СФ Алексей Александров.
Источник «Газеты.Ru» в Госдуме подтверждает, что правительство, где совсем недавно трудился Нарышкин, и администрация Кремля, где он работает сейчас, уже давно выражали определенное неудовольствие повышенной инициативностью регионов и Госдумы. «Несмотря на то что на высшем уровне приветствуется проявление инициативы из регионов и от депутатов и сенаторов, на деле правительство всячески дает понять, что в этих инициативах нет никакой необходимости и оно вполне может предложить собственные законопроекты», — заметил собеседник «Газеты.Ru».
Со своей стороны, эксперты говорят о том, что в случае законодательного сокращения числа субъектов законодательной инициативы придется менять Конституцию. «Для этого, по сути, придется менять Конституцию, поскольку этот вопрос урегулирован статьей 104 основного закона», — напоминает политолог Дмитрий Бадовский. «Фактически глава президентской администрации предложил начать процесс пересмотра конституции», — согласился с таким мнением бывший депутат Госдумы Владимир Рыжков.
«По-моему, Нарышкин преувеличивает опасность лоббизма. За последние восемь лет от регионов не была принята ни одна инициатива и от депутатов и сенаторов. Он ищет проблему не там, где надо, а искать надо в собственной администрации», — рассудил политик Владимир Рыжков.
В свою очередь, Бадовский предполагает, что, возможно, реформа может коснуться Госдумы и СФ: «Лишить права законодательной инициативы непосредственно депутатов и сенаторов — для борьбы с лоббизмом, а оставить право только за институтами — СФ и Госдумой». «Хотя, по сути, это будет неправильно. Это искажает статус депутата, народного избранника. Кроме того, ограничивает права оппозиции. Регионы также нельзя лишать этого права — это нарушение принципа федерализма», — заключил Бадовский.
Вместе с тем он не исключил, что Нарышкин из воспитательных соображений мог просто намекнуть законодателям, что «не всякая их активность и частная инициатива может обернуться реальными решениями».