Государственная дума, беря пример с президента, возглавившего в понедельник совет по борьбе с коррупцией, решила и сама обратить внимание на неизбывную российскую беду. Законодатели начали с создания на пленарном заседании в среду комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
В этот орган вошли 12 депутатов под руководством бывшего милиционера единоросса Алексея Волкова и его первого заместителя Владимира Колесникова, в свое время занимавшего должность замгенпрокурора. Каждая фракция делегировала в комиссию своих представителей, и почти все они являются членами думского комитета по безопасности.
Партии получили в комиссии весьма неравномерное представительство. «Единая Россия» использовала свое абсолютное преимущество в парламенте и зарезервировала за собой восемь из двенадцати мест. Представлять единороссов помимо руководителя и его первого заместителя будут Игорь Баринов, Аркадий Баскаев, Валентин Бобырев, Иван Лобанов, Александр Хинштейн и Валентин Чернявский. Коммунисты смогли направить в комиссию только двух человек — Александра Куликова и Виктора Илюхина. ЛДПР и «Справедливая Россия» пристроили только по одному депутату: соратники Владимира Жириновского делегировали в комиссию Владимира Таскаева, справедливороссы — Геннадия Гудкова.
Неравномерное распределение мест вызвало бурное недовольство депутатов от оппозиционных фракций, они тут же высказались за расширение состава комиссии и потребовали увеличить число отведенных для них мест. Прозвучали вопросы, не является ли подобное самоуправство «Единой России» само по себе злоупотреблением властью.
«Бороться с коррупцией по квотному принципу — это уже своего рода коррупция, и любой депутат, желающий работать в комиссии, должен иметь такую возможность», — заявил депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов. Справедливороссы пошли дальше громких заявлений и отказались поддержать создание комиссии в целом. «Мы не будем голосовать за создание антикоррупционной комиссии, потому что в ней слабо представлены оппозиционные фракции. Получается ситуация, когда власть контролирует власть. В комиссии должно быть большее представительство оппозиционных фракций», — сообщил депутат от фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.
Демарш «эсеров» никак не повлиял на результат голосования. Документ был поддержан 406 депутатами. Решив дело с созданием комиссии, депутаты перешли к обсуждению поправок, предложенных фракцией КПРФ. В частности, Виктор Илюхин предложил начать с главного и изменить название органа. По его мнению, название «комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции» существенно сужает рамки его работы. «Кроме проверки законопроектов на коррупцию у комиссии могут возникнуть и другие вопросы, к примеру, дать оценку деятельности того или иного министерства и ведомства, почему мы названием ограничиваем рамки деятельности комиссии?» — задался вопросом Илюхин. По его мнению, комиссия должна быть структурой по противодействию коррупции как таковой. Впрочем, аргументы коммуниста думскому большинству показалось неубедительным, и поправка была отклонена.
Вторая поправка, предложенная Илюхиным, касалась создания самостоятельного аппарата. Депутата не устраивало, что, согласно положению о формировании комиссии, ее работа должна была осуществляться на базе уже существующего комитета по безопасности. «У комиссии могут возникнуть инициативы, которые исходят не только из-под пера комитета по безопасности. Поэтому независимый аппарат сделает комиссию наиболее независимой и эффективной», — объяснил свою позицию коммунист.
Спикер парламента Борис Грызлов подверг эту поправку жесточайшей критике, приведя в качестве аргументов примеры из недавнего прошлого. «Когда началась административная реформа, это был 2004 год, была рекомендация всем структурам, в том числе органам исполнительной власти, сократить центральные аппараты. В Государственной думе мы сумели сократить аппарат с 1892 штатных единиц до 1546, и увеличения никакого я не допущу! Данная комиссия будет работать, основываясь на аппарате комитета по безопасности!» — отрезал председатель Госдумы. Прекословить ему депутаты не стали и единодушно отклонили поправку Илюхина. Других предложений по существу не поступало.
Итак, новоиспеченная комиссия «будет осуществлять деятельность, направленную на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Кроме того, она займется анализом федерального законодательства с целью «выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции». Еще одной задачей думского антикоррупционного органа названа «подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции».
Сформированная на сегодняшнем заседании комиссия будет действовать на протяжении всего срока полномочий нынешней Думы и в общих чертах будет выполнять ту же работу, которой занимались и ее предшественницы.
Антикоррупционные комиссии в том или ином виде существовали в каждой Думе, однако в первые три созыва они курировали довольно широкий круг вопросов, связанных с коррупцией. Комиссия по противодействию коррупции под руководством единоросса Михаила Гришанкова в четвертой Думе, которая уже целиком контролировалась «Единой Россией», в правах была серьезно ущемлена.
Ее главным предназначением была проверка законопроектов на коррупционность. Примерно тем же будет заниматься и вновь созданный орган, причем депутаты не питают никаких иллюзий по поводу эффективности ее деятельности. «Не могу припомнить ни одного решения комиссии, которое дало бы положительные результаты. Не уверен, что созданная комиссия на что-то повлияет. Это лишний орган, функции которого могли бы осуществлять имеющиеся комитеты, их и так в Думе создано чрезмерное количество», — засомневался в интервью «Газете.Ru» руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев.