В четверг стало известно о задержании в России депутата Верховной рады Украины, лидера партии «Пора» Владислава Каськива. Как передал ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу украинского МИДа, парламентарий был задержан в московском аэропорту «Шереметьево». Сообщалось также, что целью приезда Каськива в Россию было участие в программе «К барьеру!» на НТВ, посвященной российско-украинским отношениям. Соперником Каськива, как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь «Поры» Юрия Иванова, должен был стать лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский.
Правоохранительные органы, работающие в «Шереметьево», впрочем, сразу же опровергли свою причастность к задержанию Каськива. Вначале во втором терминале аэропорта, а затем и в пресс-службе Линейного управления внутренних дел «Газете.Ru» заявили, что «подобных фактов ни сегодня, ни в предшествующие дни не было». Кроме того, представитель пресс-службы отметила, что без участия милиции никаких задержаний на территории аэропорта не проводится.
Позже, впрочем, стало известно, что депутата не задержали, а не впустили в страну российские пограничники. По словам пресс-секретаря «Поры», неприятности у парламентария начались сразу после приземления его самолета в «Шереметьеве».
«Сотрудники пограничной службы зачитали ему документ, согласно которому въезд в Россию ему запрещен на основании статьи 27 федерального закона «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ». Та часть статьи, которая якобы имеет отношение к Владиславу, гласит, что въезд ему запрещается «в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения» (ст. 27 п.1 закона. – «Газета.Ru»)», — сообщила Иванова.
У попутчиков парламентария, отметила она, проблем с пересечением российско-украинской границы не возникло.
Напомним, что ранее с аналогичной формулировкой в Россию запретили въезжать журналистке журнала New Times, гражданке Молдавии Наталье Морарь. Коллеги журналистки предположили, что причиной объявления Морарь в России персоной нон-грата стала ее публикация о так называемой «черной кассе Кремля». Право на въезд не возникло у журналистки даже после заключения брака с российским гражданином Ильей Барабановым. Не помогли пока и судебные разбирательства, инициированные адвокатом Морарь.
Сам Каськив, проведший несколько часов до депортации в Шереметьево, в интервью «Интерфаксу» рассказал, что в аэропорту у него изъяли дипломатический паспорт и «посадили на лавку». «Тут такое специальное место для «особо опасных преступников». Меня вот турецкие друзья уже кормили», — пожаловался депутат. В посольстве Украины в России сообщили, что представители ведомства сразу же выехали в аэропорт, чтобы разобраться в ситуации на месте. Тем не менее, во второй половине дня парламентарий был депортирован на родину, где его партия сделала официальное заявление, в котором осудила позицию российских властей, запретивших Каськиву въезд на территорию России. При этом авторы послания заверили, что «за всю историю своего существования» ни партия, ни ее лидеры никогда не покушались ни на безопасность или территориальную целостность России.
Ближе к вечеру досталось и НТВ, представители которого, по словам Каськива, «спрятались», когда у него случились неприятности. Депутат пришел к выводу, что его приглашение могло быть «специальной провокацией».
Каськив напомнил, что на телевидение он был приглашен официально, «потому я сомневаюсь, что российские спецслужбы не знали этого факта. Смешно думать, что им было неизвестно», — цитирует депутата «Украинская правда». «Газете.Ru» пока также не удалось получить от НТВ комментариев в связи с этим инцидентом.
Между тем украинский МИД расценил происшествие с Каськивом как «возможный ответ украинской стороне на обоснованное решение относительно Лужкова». Напомним, что столичный мэр был объявлен персоной нон-грата на Украине после высказываний на недавнем праздновании 225-летия Севастополя. Тогда он поставил под сомнение принадлежность Севастополя Украине, заявив, что город по-прежнему принадлежит России. Позже российский МИД поддержал Лужкова, отметив, что он лишь «выразил точку зрения большинства россиян». «Хотели бы подчеркнуть, что любой ответ должен быть равнозначен вопросу, — говорится в заявлении украинского МИДа. — Однако приходится с сожалением констатировать, что даже отсутствие вопроса может обусловить принятие невзвешенных и лишенных мотивации решений, которые напоминают ветхозаветные правила взаимоотношений: «око за око» и «зуб за зуб».