На первом же заседании нового кабинета министров Путин решительно изменил схему работы правительства. В первую очередь он объявил о создании президиума правительства, который будет собираться еженедельно (день встречи пока не называется, но в аппарате кабинета министров считают, что речь, скорее всего, будет идти о четверге — в этот день прежде заседал весь кабинет целиком).
В президиум войдут все вице-премьеры и ключевые министры. Президиум станет ближним кругом Путина, так как среди вице-премьеров — сплошь чиновники, давным-давно работающие именно с новым премьером, а то и его личные друзья — Игорь Сечин, Виктор Зубков, Игорь Шувалов, Сергей Иванов, Алексей Кудрин, Александр Жуков и Сергей Собянин.
Как объяснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, из министров в состав узкого кабинета войдут: глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, глава Минсельхоза Алексей Гордеев, глава Минрегионразвития Дмитрий Козак, глава МИДа Сергей Лавров, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава МВД Рашид Нургалиев и министр обороны Анатолий Сердюков.
Не попали в счастливый список все министры-новички и кое-кто из старожилов: министр юстиции Александр Коновалов, министр энергетики Сергей Шматко, министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, министр образования и науки Андрей Фурсенко, а также министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, глава Минкульта Александр Авдеев и руководитель Министерства промышленности и торговли Виктор Христенко.
Таким образом, в состав малого кабинета вошли 15 членов правительства или 3/5 от общего состава министров. Этого достаточно, чтобы именно президиумом принимать любые решения кабинета — кворум в 15 голосов есть.
Целиком правительство будет собираться «не реже раза в месяц», сказал Путин. Сейчас заседания кабинета целиком происходят в еженедельном режиме. Премьер объяснил это новшество тем, что заседания кабинета – «механизм весьма забюрократизированный». «Поэтому мы работать на заседаниях правительства будем не реже одного раза в месяц. Все текущие вопросы деятельности будем обсуждать на президиуме еженедельно с приглашением профильных министров, вопросы ведомств которых будут в повестке дня президиума», — подчеркнул Путин.
Аппарат кабинета, как говорят его сотрудники, пока не получал инструкций о переходе к новому графику работы. «Никаких более точных данных у нас нет. Нам еще не давали никаких указаний. Даже не известно, будет ли участвовать пресса в заседаниях президиума», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе правительства.
«Введение президиума было вполне предсказуемо. Здесь просто-напросто использована «спящая» норма закона о правительстве, согласно которой существует возможность создания президиума. Прежде всего, Путин заинтересован в стратегической работе своих подчиненных. Эта форма достаточно понятна с учетом его предыдущего опыта во время работы в администрации. Он привык формулировать задачи, обозначать цели, а потом контролировать и надзирать за исполнением указов», — рассказал «Газете.Ru» ведущий эксперт Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
Бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин напоминает, что такая практика уже использовалась.
«В истории правительств и во времена СССР, и во времена РФ подобные прецеденты были. Когда-то уже существовал подобный малый кабинет, так называемый совнарком. А во времена Черномырдина существовала комиссия по оперативным вопросам – КОВ. Эти органы занимались вопросами, которые впоследствии даже не выносились на заседания большого правительства. Думаю, эта схема будет работать так: будут собираться президиум и комиссии под руководством вице-премьеров», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» Волин.
В свою очередь, замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, рассуждая о новой схеме работы кабинета министров, припомнил слово «политбюро». «На заседании правительства обсуждается большое число рутинных вопросов. Для Фрадкова и Зубкова это была вполне обычная сфера, не вызывавшая никаких недовольств. Для нового, подчеркну, политического премьера заниматься такими вопросами не с руки. Вот и появляется необходимость этого политбюро, или президиума», — подытожил Макаркин.
Другой смысл нововведения в том, что создание дополнительного подоргана в составе правительства отдалит от непосредственного контроля за отраслями нового президента страны Дмитрия Медведева, который теперь будет контактировать почти исключительно с президиумом.
«Встречи Путина с президентом, конечно, будут, но не очень частые. Больше это будет напоминать беседы двух равных руководителей», — отмечает Макаркин. «О том, как будут выстраиваться отношения правительства с Медведевым, сказать пока сложно. Формально ничто не мешает президенту периодически, например, участвовать и даже председательствовать на заседаниях президиума», — полагает Бадовский.