Литва решила, что погорячилась с отзывом вето на переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) России и Европейского союза, срок действия которого истек еще 1 декабря 2007 года. В понедельник послы 27 стран ЕС согласовали текст мандата на начало переговоров с учетом пожеланий литовской стороны. Правда, не все требования балтийской страны попали в итоговый документ, и это разгневало Вильнюс.
В среду стало известно, что окончательная редакция текста мандата литовцев не устроила: на компромиссы Литва идти не готова, требует учета всех пожеланий, поэтому возобновляет вето на начало переговоров.
Официального заявления властей Литвы пока нет. Но Литовское радио со ссылкой на источники в Министерстве иностранных дел страны утверждают, что вето возобновлено. Напомним, что очередной саммит Россия-ЕС состоится 26-27 июня в Ханты-Мансийске. На нем планировалось дать старт переговорам по новому СПС.
Как ранее рассказывала «Газета.Ru», дипломатический прорыв был достигнут на встрече глав внешнеполитических ведомств четырех государств, состоявшейся в воскресенье. До этого, на встрече министров иностранных дел ЕС в Люксембурге 29 апреля, единственной из 27 стран, выступившей против переговоров, стала Литва. Даже Польша, которая первой наложила вето на переговоры еще осенью 2006 года из-за российского эмбарго на поставку польского мяса, сняла свои возражения.
Но в воскресенье все возражения Вильнюса были как будто учтены. В переговорах, помимо литовского министра иностранных дел Пятраса Вайтекунаса, также приняли участие его коллеги из Словении, председательствующей сейчас в ЕС, Польши и Швеции. После встречи словенский министр иностранных дел Дмитрий Рупел сообщил, что «найдена золотая середина». А в понедельник Вайтенкунас объявил, что Литва снимает свои возражения и дает добро на начало согласования СПС.
В первоначальный текст мандата попали все требования Литвы экономического и политического характера. Вильнюс требует возобновить поставки российского топлива по нефтепроводу «Дружба». Поставки нефти в Литву по нему были прекращены в июле 2006 года из-за аварии на территории России. С тех пор нефть доставляется танкерами по Балтийскому морю, а на Мажейкяйский НПЗ транспортируется через терминал Бутинге. В Вильнюсе прекращение поставок по нефтепроводу «Дружба» расценивают как экономическую блокаду со стороны Москвы. И в конце апреля премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас выразил надежду, что поставки все же будут возобновлены, поскольку это выгодно обеим сторонам.
Также Литва настаивает, чтобы к переговорному мандату Энергетической декларации было закреплено обязательство России соблюдать требования, предусмотренные в договоре Энергетической хартии. Стоит отметить, что Россия уже давно категорически отказалась ратифицировать этот протокол и никакие настоятельные требования различных членов ЕС на позицию Москвы не повлияли. Как уже рассказывала «Газета.Ru», как раз одна из целей нового СПС – закрепить в этом документе положения об отношениях двух сторон в энергетической сфере.
Еще Литва поставила вопрос о сотрудничестве в расследовании расстрела советскими войсками манифестантов в Вильнюсе в январе 1991 года, обстоятельств убийства литовских пограничников в июне того же года, а также исчезновения в 2006 году литовского бизнесмена Станисловаса Юцюса. Еще один щекотливый «исторический» вопрос, включения которого потребовала бывшая советская республика: начало возмещения Россией расходов по репатриации литовских ссыльных и политзаключенных.
Литовцы потребовали упомянуть и конфликты в Молдавии и Грузии. По сообщениям Литовского радио, именно этот пункт больше всего и не понравился некоторым членам ЕС. После согласования текста мандата на четырехсторонней встрече документ был передан послам стран ЕС для подтверждения.
Как сообщили источники в литовском МИДе, формулировки о замороженных конфликтах в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии не понравились Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании.
Костяк ЕС не настаивал на исключении этого пункта из мандата, но потребовал отредактировать текст, на что, по данным Литовского радио, в Вильнюсе не согласились.
Такое упрямство Литвы вызвало непонимание в Словении. Дипломатические источники в этой стране обратили внимание, что требования, напрямую касающиеся Литвы, остались неизменными. Что же касается замороженных конфликтов, то правка текста не противоречит соглашению, достигнутому с Вильнюсом.
Пока ЕС пытается добиться единогласия от собственных членов, в России отвергли уже, как минимум, одно притязание Литвы. В среду вице-премьер Игорь Сечин назвал требования о возобновлении поставок российской нефти на Мажейкяйский НПЗ через нефтепровод «Дружба» необоснованными. «Какие к нам могут быть требования и претензии?» — удивился он в ходе беседы с журналистами на открытии первой очереди проекта «Север» в Приморске, цитирует «Интерфакс». «Почему мы должны отдавать наши ресурсы?» — посетовал он. И заметил, что если у Литвы есть желание закупать российское сырье, то она вполне может воспользоваться российскими терминалами, в том числе и открывающимся «Севером».