В четверг руководители разведслужб США представили конгрессу конфиденциальный доклад о секретном сотрудничестве между Северной Кореей и Сирией в ядерной сфере. Членам комитетов по разведке, вооруженным силам и иностранным делам обеих палат конгресса директор национальной разведки Майкл Макконнелл, глава ЦРУ Майкл Хайден и советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли представили документальные доказательства такой связи.
Законодателям были показаны фото- и видеосъемки секретного сирийского объекта под кодовым названием «Аль-Кибар», расположенного в пустыне в 150 километрах от границы с Ираком. Этот объект был уничтожен израильскими ВВС 6 сентября прошлого года, и тогда официальный Тель-Авив воздержался от каких-либо комментариев по поводу того, что же за строение было по его приказу уничтожено.
В западной прессе стали строиться догадки, возводящийся ли это ядерный объект или пункт вооружений для боевиков ливанского движения «Хезболлах».
Теперь ясность в этот вопрос внесена. По данным разведки, уничтоженное здание было сирийским ядерным реактором, создание которого началось еще в 2001 году. Он к тому же по своим техническим характеристикам идентичен северокорейскому плутониевому реактору в Йонбене. Именно на таком реакторе Пхеньян получил ядерные материалы для создания атомной бомбы. О том, что «Аль-Кибар» «задумывался не для мирных целей», говорит и Белый дом.
Теперь «сирийский режим должен раскрыть правду перед всем миром, (узнавшим) о его противоправных работах в ядерной области», говорится в заявлении, распространенном администрацией Джорджа Буша.
К сентябрю 2007 года, отметили в разведке, строительство реактора уже находилось на завершающем этапе — за несколько дней или месяцев до ввода в эксплуатацию. Но, как отметили руководители спецслужб, ядерных материалов на момент уничтожения там не было. Источники агентства AFP в американской разведке уточнили, что специалисты-атомщики из КНДР работали на Дамаск «за деньги» и говорить о том, что сирийский плутоний, заработай реактор, уходил бы в Северную Корею, нельзя.
По данным газеты The New York Times, американское правительство, прекрасно осведомленное о «северокорейском следе» в сирийской ядерной программе, в течение семи месяцев держало информацию об этом в тайне, чтобы избежать эскалации напряженности между Дамаском и Тель-Авивом. Такое молчание до поры до времени устраивало все стороны конфликта. К тому же, сообщила пресс-секретарь Белого дома Дана Перино, в известность были поставлены правительства не только союзных Вашингтону стран, но и руководство партнеров США по шестисторонним переговорам по денуклеаризации Корейского полуострова (Китай, Россия, Южная Корея и Япония).
Но в Израиле в конце концов пришли к мнению, что раскрытие деталей уничтожения сирийского реактора может стать «дополнительным сдерживающим фактором для агрессивных соседей», пишет израильская газета Ha'aretz.
Естественно, без согласия Вашингтона такое решение израильское правительство принять не могло, и в Америку отправился для переговоров глава аппарата премьер-министра Йорам Турбович. Долго уговаривать союзников ему не пришлось: в конгрессе США уже была назначена дата слушаний по вопросу об обстоятельствах уничтожения сирийского секретного объекта. Американские официальные лица в конгрессе отпираться не смогли бы, боясь быть обвиненными в лжесвидетельстве.
Ha'aretz установила, что окончательное решение о предании гласности деталей сирийской ядерной программы было принято около трех недель назад, когда в США отправилась группа советников премьера Израиля. При этом израильский министр обороны Эхуд Барак, сначала поддерживавший эту идею, выступил против раскрытия секретной информации, но в Вашингтоне принципиальным согласием Тель-Авива к тому времени уже заручились.
Скандальные новости, естественно, без последствий не остались. Посол Сирии в США Имад Мустафа, вызванный для разговора в Госдеп, обозвал утверждения американских спецслужб «нелепой выдумкой» и «фантазиями». Он напомнил, что и в 2003 в ходе подготовки вторжения в Ирак США «раскрывали» информацию о ядерных амбициях режима Саддама Хусейна, что впоследствии было признано не соответствующим действительности.
Однако душевное равновесие сирийского руководства в Вашингтоне в последнее время мало кого беспокоит. С куда более пристальным вниманием в США следят за реакцией Северной Кореи, ведь эта история грозит вновь ухудшить едва начавшие выстраиваться отношения между Вашингтоном и Пхеньяном.
Напомним, в соответствии с итогами переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова в шестистороннем формате (Китай, Россия, США, Япония и оба корейских государства) КНДР согласилась прекратить свои дальнейшие ядерные разработки в обмен на экономическую помощь и некоторую «политическую компенсацию». В частности, в Пхеньяне хотели бы выведения Северной Кореи из американского списка стран — спонсоров международного терроризма и вычеркивания из числа стран «оси зла». Не далее как 21 апреля Пхеньян обнародовал информацию о количестве произведенного плутония, заявив, что таким образом «отчитался о своих всех прошлых и настоящих составляющих ядерной программы».
В четверг Белый дом выступил с весьма сдержанным в отношении Северной Кореи заявлением. «Один из путей, который мы выбрали для решений этой проблемы (ядерной программы КНДР — «Газета.Ru»), — это шестисторонние переговоры. Через этот процесс мы работаем с нашими партнерами над окончательной и доступной проверке денуклеаризацией Корейского полуострова. США также хотели бы гарантированного прекращения Северной Кореей в дальнейшем деятельности, связанной с распространением (ядерных технологий)», — говорится в заявлении пресс-службы президента Буша.
«Мы и дальше будем сотрудничать с нашими партнерами в шестистороннем формате переговоров для выработки механизма неукоснительного контроля, который удостоверил нас в том, что подобное сотрудничество (с Сирией) и прочая деятельность в атомной сфере завершены», — заключают в администрации США.
Но какие-то выводы американцы для себя, несомненно, сделают. Глава сенатского комитета по иностранным делам демократ Джозеф Байден объявил, что с учетом информации о северокорейско-сирийском сотрудничестве в ядерной области снятие американских санкций с северокорейского режима не представляется возможным. Прежде чем идти на такие шаги, по его словам, требуется убедиться, что Пхеньян прекратил подобного рода деятельность, сообщает РИА «Новости».
Однако о выходе Вашингтона из переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова в шестистороннем формате (Китай, Россия, США, Япония и оба корейских государства) речи не идет. Такой диалог, заметил Байден, «остается для нас наилучшим шансом убедить Северную Корею отказаться от стремления получить ядерное оружие и прекратить распространение». Аналогичного мнения придерживается его коллега из палаты представителей конгресса Говард Берман.