Великобритания приняла решение предоставить политическое убежище бывшему корреспонденту кремлевского пула от газеты «Коммерсантъ» Елене Трегубовой. Действительно ли автору книг «Байки кремлевского диггера» и «Прощание кремлевского диггера» угрожает опасность, Home office (Министерство внутренних дел Соединенного Королевства) не мог решить почти год.
Накануне Трегубова получила письмо из министерства, в котором ей сообщили, что ее прошение о предоставлении политического убежища удовлетворено. «Это огромное облегчение, — рассказала журналистка агентству Reuters. — Это большой и смелый шаг (со стороны британского правительства)».
Ведомство отказалось подтвердить эту информацию, пояснив, что не дает комментариев по частным случаям.
Трегубова обратилась с ходатайством в МВД Великобритании в конце апреля 2007 года. В своем послании она объяснила, что ее жизни угрожает опасность в случае возвращения на родину. По мнению Трегубовой, это напрямую связано с ее профессиональной деятельностью.
Как уже рассказывала «Газета.Ru», угроза жизни человеку — один из самых серьезных аргументов для получения статуса политического беженца.
Главное условие — документально подтвердить, что такая опасность есть, и, судя по всему, Трегубовой это удалось. По новым правилам начиная с 1 сентября 2005 года британские власти выдают только временное разрешение на пребывание в стране, действующее пять лет. Дальше решение подлежит пересмотру, и, если МВД сочтет, что опасности для жизни нет, человек, скорее всего, будет вынужден вернуться на родину.
Неприятности у Трегубовой начались после того, как в преддверии думских выборов в 2003 году была опубликована ее книга «Байки кремлевского диггера». В ней журналистка, которая работала в газетах «Коммерсантъ», «Русский телеграф» и «Известия», подробно описала свою многолетнюю работу в качестве кремлевского корреспондента во время президентства Бориса Ельцина, а затем и Владимира Путина. Среди фигурантов книги оказалось большинство российских политиков, о которых Трегубова отзывалась достаточно резко. Нелестным был отзыв и о самом Путине, а его пресс-секретаря Алексея Громова она, по сути, обвинила во введении цензуры и репрессиях в отношении неугодных корреспондентов. Одним из ярких эпизодов стало описание ужина Трегубовой с Путиным, тогда еще главой ФСБ, в японском ресторане. «Байки кремлевского диггера» несколько месяцев были лидером продаж в разделе нон-фикшн.
А в феврале 2004 года на журналистку было совершено покушение. Взрывное устройство было заложено у дверей квартиры Трегубовой.
Как она потом рассказала в интервью «Газете.Ru», ее спасло то, что она задержалась, выходя из квартиры. Об этом покушении автор подробно рассказала в своей следующей книге — «Прощание кремлевского диггера», вышедшей в конце 2004 года.
Еще один опус, «Кремлевские мутанты», в России уже не вышел, а был в 2006 году опубликован в Германии. В прошлом году Трегубова заявила о себе, опубликовав в немецких СМИ открытое письмо канцлеру Германии Ангеле Меркель, посвященное убийству журналистки Анны Политковской. В нем она призвала ее и других западных лидеров потребовать от Владимира Путина остановить политические убийства, прекратить нарушения прав человека и ликвидацию независимых СМИ в России.
В начале апреля 2007 года Борис Березовский сообщил, что российские следователи, допрашивавшие его по делу об отравлении бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, спрашивали у него об отношениях с Трегубовой и ее местонахождении.
В июле 2007 года в программе корпорации ВВС HARDtalk Трегубова обвинила российское руководство в осуществлении цензуры в стране и в нарушении российской Конституции, которая запрещает цензуру. По словам Трегубовой, Путин «постепенно разрушил демократические институты в России, созданные Борисом Ельциным».
Формально Трегубову в России никто не преследует, однако, не исключают западные СМИ, предоставление убежища еще одному россиянину, критикующему Кремль, может усложнить и так напряженные отношения между Москвой и Лондоном. Главной причиной разногласий стал отказ России экстрадировать Андрея Лугового, которого Скотленд-Ярд обвиняет в убийстве Литвиненко. Дипломатическая перепалка привела к закрытию в России Британского совета. А в марте 2008 года усилилось давление силовых ведомств РФ на британский персонал англо-российской компании ТНК-ВР, единственной крупной топливной структуры России с иностранным присутствием. Посла Энтони Брентона российский МИД настойчиво выпроваживает из Москвы, обвиняя лично его в ухудшении отношений двух стран. Уже известно, что в октябре 2008 года его сменит Энн Прингл.