В пятницу генеральный прокурор России Юрий Чайка выступал с докладом на заседании Совета федерации, в ходе которого сделал сразу несколько важных заявлений. Все они так или иначе касались противостояния генпрокурора с его первым заместителем, главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Хоть Чайка и остается формальным начальником Бастрыкина, де-факто Следственный комитет превратился в самостоятельное ведомство.
Весь доклад генерального прокурора, о котором подробно писала «Газета.Ru» еще накануне, был пронизан предложениями о фактическом пересмотре реформы прокуратуры, итогом которой и стало создание Следственного комитета.
В пику Бастрыкину Чайка публично поддержал идею создания единого Следственного комитета — суперведомства, которое объединило бы следственные органы всех силовых структур. Всего два дня назад глава Следственного комитета напрочь расрикритиковал этот проект.
На заседании СКП 25 марта Бастрыкин высказал мнение, что эта инициатива осложнит работу следователей. «У меня здесь чисто прагматический подход. Не успел развернуться наш Следственный комитет при прокуратуре, мы загрузим себя дополнительными проблемами», — заметил он.
«Я был и остаюсь сторонником единого Следственного комитета в стране, — заочно ответил Бастрыкину Чайка в Совете федерации. — Создание Следственного комитета при прокуратуре РФ мы считаем первым и очень важным шагом. На мой взгляд, он должен быть эффективным. При этом генпрокурор отметил, что в таком случае Генпрокуратура «не претендует на руководство следствием», а «раздел между следствием и надзором» является «абсолютно правильным».
Напомним, что идея создания такого комитета имеет многолетнюю историю. Еще в 2001 году этот проект активно обсуждался в СМИ. Тогда его инициаторами выступили Борис Грызлов, занимавший в то время пост главы МВД, и глава Минобороны — Сергей Иванов. Впрочем, до сих пор все планы по созданию российского аналога американского ФБР оставались на бумаге.
Чайка в свое время тоже поддерживал идею единого органа расследований. Так, еще в начале 2007 года он заявил, что является активным сторонником «создания единого Следственного комитета, куда вошли бы следователи МВД, ФСБ, Наркоконтроля и прокуратуры». При этом уже тогда Чайка заметил, что у прокуроров в таком случае должна быть «избирательная подследственность», то есть возможность принимать любое уголовное дело при необходимости.
Выступая в Совете федерации, Чайка открыто высказался за пересмотр положений УПК в части ведения следствия и работы прокуроров. Так, он предложил вернуть прокуратуре право возбуждения уголовных дел, которое перешло к СКП. По мнению Генпрокуратуры, переход права на возбуждение уголовных дел к Следственному комитету может серьезно сказаться на уровне процессуального контроля.
То, как работает комитет Бастрыкина, Чайке откровенно не нравилось.
Рассуждая об уровне преступности в России, Чайка сделал акцент на том, что более половины преступлений в стране остаются нераследованными.
По его словам, в минувшем году было зарегистрировано около 3,6 млн преступлений, из которых 1,8 млн остаются нераскрытыми.
Генпрокурор также высказался за сокращение числа арестов по тяжким преступлениям. По его словам, сейчас России приходится тратить довольно крупные суммы денег за необоснованные аресты. «Сегодня удовлетворяется более 90% ходатайств следователей о заключении под стражу, в том числе под стражу берется свыше 30% обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, а впоследствии более 70% из них получают меру наказания, не связанную с лишением свободы», — заявил Чайка. По его словам, за последнее время Европейским судом был вынесен целый ряд решений по жалобам граждан России, доказывающих, что сама по себе тяжесть совершенного преступления не является основанием для ареста подозреваемого. «За это с нас взыскиваются немалые средства», — возмущаясь, подвел итог генпрокурор.
Сенаторы поинтересовались у Чайки ходом проверки Генпрокураторой сотрудников Следственного комитета, прокурор в ответ сообщил, что ничего особенного в самом факте проверки не видит. «Пока никакого скандала я не вижу. Вчера мы говорили с моим заместителем — председателем Следственного комитета Александром Ивановичем Бастрыкиным — к нему поступили рапорта следователей, которые необходимо просто проверить. И он сейчас организовал проверку с точки зрения, насколько те или иные должностные лица, я имею в виду руководителей и так далее, осуществляют свои полномочия», — заявил Чайка. По его словам, на время проверки от должности были отстранены сразу несколько сотрудников СКП.
Уже после того, как доклад был закончен, политическую поддержку Чайке решил оказать спикер Совета федерации Сергей Миронов. Комментируя слова генпрокурора, он не исключил, что верхняя палата инициирует принятие поправок в закон о создании следственного комитета при Генпрокуратуре РФ, на которых настаивал генеральный прокурор.