Боевики ФАРК освободили в среду четырех местных туристов, похищенных в январе на одном из тихоокеанских курортов Колумбии. Международный комитет Красного Креста, который выступал посредником на переговорах об освобождении, подтвердил эту информацию, сообщает Reuters.
Ана Мария Алдана, Сесар Ойос, Эрнандо Маринес и Хосе Родригес, сообщают медики, чувствуют себя вполне здоровыми и уже находятся на территории, контролируемой правительством, в провинции Чоко на западе страны. Двое других туристов, попавших в заложники вместе с ними, пока остаются в плену повстанцев-марксистов.
Освобождение заложников может послужить хорошим сигналом международному сообществу. Оно всерьез обеспокоилось судьбой более чем 40 пленников, удерживаемых ФАРК, после того как колумбийское вооруженные силы в минувшую субботу уничтожили в Эквадоре Рауля Рейеса, главного переговорщика ФАРК и «министра иностранных дел» повстанцев.
Венесуэльский президент Уго Чавес, выступавший посредником между ФАРК и официальной Боготой, фактически обвинил колумбийские власти в преднамеренном срыве переговоров, объявив, что он и его эквадорский коллега Рафаэль Корреа «были близки» к освобождению бывшего кандидата в президенты Колумбии Ингрид Бетанкур – важнейшего заложника боевиков. Власти Колумбии прокомментировали ситуацию с заложниками в среду, заявив, что не мешали попыткам правительства Эквадора освободить заложников, удерживаемых боевиками в джунглях. «Эквадор ни разу не консультировался и не информировал правительство Колумбии о том, что пытается установить контакты с ФАРК с целью освободить заложников», — говорится в заявлении правительства Колумбии.
Гибель Рейеса и еще 17 повстанцев стала причиной серьезнейшего за десятилетия военно-политического кризиса в регионе.
Президент Эквадора Корреа и его ближайший союзник Чавес, оба леваки-харизматики, не только обвинили Колумбию в нарушении суверенитета Эквадора, но и назвали правительство этой страны лживым. По версии Кито и Каракаса, спецоперация была тщательно спланированным убийством спящих людей, в то время как Богота настаивает на том, что ее войска лишь по необходимости преследовали боевиков, углубившись на территорию сопредельного государства.
Эквадор и Венесуэла уже разорвали дипломатические отношения с Колумбией, считающейся важнейшей союзницей Вашингтона на континенте, и стянули к границам свои войска. В случае, если инциденты с нарушением территориального суверенитета повторятся, Богота получит то, что заслужила — ответный удар, уверяют президенты.
Страны региона в целом поддерживают возмущение Эквадора и Венесуэлы, но призывают к решению конфликта исключительно дипломатическими средствами. На том же настаивает и Организация американских государств, принявшая соответствующую резолюцию, в которой, правда, порекомендовала собственному генсеку Хосе Мигелю Инсульсе постараться утихомирить соседей.
Корреа и Чавес довольны ответом соседей по региону. Лидер Эквадора заявил, что такая реакция позволяет ему надеяться, что «дело не уляжется до тех пор, пока агрессор не будет осужден» всеми.
В среду Чавес пригрозил Колумбии серьезными экономическими санкциями. Он пообещал, что официальная Богота может горько поплатиться за свою злонамеренность, если двусторонний торговый оборот между Колумбией и Венесуэлой, который сейчас составляет $6 млрд, будет сокращен. Венесуэла, по словам президента, намерена искать других поставщиков и откажется от импорта продуктов из Колумбии. Другим наказанием может стать национализация активов колумбийского бизнеса в Венесуэле.
«Мы собираемся составить карту колумбийских фирм в Венесуэле. Мы можем национализировать некоторые из них. Мы не заинтересованы в колумбийских инвестициях в нашу экономику», — заявил Чавес на совместной пресс-конференции со своим эквадорским коллегой в Каракасе.
Дипломатический кризис бьет по экономическим интересам Колумбии и с другой стороны. В среду повстанцы из ФАРК подорвали нефтепровод на юго-западе страны, как они заявили, «в ответ на недавнее убийство их лидера». И хоть восстановление нефтепровода займет только три дня, по нему ежедневно проходило до 100 тыс. баррелей нефти.
Под влиянием этих известий усилил охрану нефтедобывающих объектов, расположенных в непосредственной близости от границы с Колумбией, и Эквадор. Как заявил эквадорский министр иностранных дел Гало Чирибога, «объекты, связанные с добычей нефти, всегда находились под наблюдением органов безопасности, однако сейчас мы усиливаем их охрану в связи с ситуацией, возникшей с Колумбией».