Во вторник Дзержинский суд Санкт-Петербурга рассмотрел вопрос о мере пресечения для Максима Резника и принял решение оставить его под стражей на два месяца. Как сообщала «Газета.Ru», лидер санкт-петербургского «Яблока » был задержан вечером 2 марта, накануне проведения в городе «Марша несогласных», санкционированного властями.
Вскоре стало известно, что против него возбуждено уголовное дело. Демократ подозревается в оскорблении сотрудников милиции. Кроме того, он может быть обвинен в избиении представителей правоохранительных органов, совершенном в состоянии алкогольного опьянения, — так утверждалось в милицейском протоколе.
В тесных коридорах Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга собралось около полусотни человек. Поддержать Резника пришли рядовые петербуржцы, лидеры местной оппозиции — Ольга Старовойтова, Юлий Рыбаков, Юрий Вдовин, Ольга Курносова, Михаил Амосов, Наталья Евдокимова. «Прямо бери и пакуй всех», — невесело шутил кто-то. Прямо в коридоре оппозиционеры подписывали поручительства за Резника: не сбежит от правосудия, будет аккуратно являться на все допросы. «Надо будет — и денежный залог соберем», — говорила юрист «Яблока» Ольга Покровская.
Заседание было назначено на 14.00, но началось не раньше трех. Сам Резник все это время сидел за решеткой в зале.
Наконец журналистов (исключительно печатная и интернет-пресса, ни один телеканал не заинтересовался судьбой Резника) пустили пообщаться с ним на 10 минут. Главный яблочник Петербурга выглядел несколько осунувшимся, но держался твердо.
— Конечно, это может быть провокация, — говорил подсудимый. – Место и время произошедшего наталкивают на такую мысль. Честно говоря, я удивляюсь этой жестокой мере пресечения, которую мне избрали. Я веду активный общественный образ жизни, у меня мама и бабушка на иждивении, не работают. Я не принимаю пищу уже один день. Если меру пресечения не изменят, буду продолжать голодовку. В ИВС мне предложили камеру на выбор – одному или с кем-то. Но предупредили, что одному будет холоднее. Вообще, нормальное обращение, претензий к милиционерам нет.
Сторона обвинения была представлена двумя молодыми людьми из следственного комитета по Центральному району Петербурга и райпрокуратуры. Следователь заявил, что Резнику инкриминируют статьи 318 ч. 1 и 319 УК РФ (применение насилия к представителю власти и оскорбление представителя власти). По версии следствия, 3 марта в три часа ночи Резник в состоянии алкогольного опьянения выражался нецензурной бранью в адрес нескольких сотрудников батальона управления вневедомственной охраны ГУВД. Они проезжали мимо офиса «Яблока» на патрульной машине, увидели драку и остановились. В драке участвовал знакомый Резника Сергей Инденок.
Резник, как утверждает прокуратура, также вмешался в драку, в результате чего нанес милиционеру «не менее одного удара в лицо и одного удара по ноге». Милиционер получил ссадины левой кисти, у него гематома на губе.
«Резник подозревается в совершении преступления средней степени тяжести, — заявил следователь. — Это срок свыше двух лет. Находясь на свободе, он может использовать свой статус для давления на суд и потерпевшего. Ранее он периодически привлекался к административной ответственности, что свидетельствует о его устойчивом противоправном характере. Поэтому необходимо содержание Резника под стражей. Ходатайствую об избрании Максиму Резнику такой меры пресечения».
«Сторона защиты пытается перевести дело в политическую плоскость, — заявил следователь на заседании, – представить обвинение какими-то сатрапами. Ни у органов предварительного следствия, ни у прокуратуры нет целей создать политическое дело».
Представитель прокуратуры поддержал ходатайство, добавив, что Резник во время драки «угрожал милиционерам неприятностями по работе, ссылаясь на свое общественное положение».
«Я не совершал преступления, не применял физическую силу и не употреблял нецензурную брань, — заявил в своем слове Резник. — Я давно прописан в Петербурге, занимаюсь здесь общественно-политической деятельностью, поэтому не стану скрываться от правосудия».
Адвокаты Резника Гайк Карапетян и Борис Грузд заявили, что в деле имеются данные о милицейском шевроне, который якобы оторвал Резник. Причем этот же шеврон фигурировал в административном деле Сергея Инденка, которого посадили за драку у офиса «Яблока» на трое суток. В другом протоколе шеврон якобы оторвал Инденок.
Кроме того, следователи подшили к делу врачебное заключение об алкогольном опьянении Резника, хотя он не проходил никакого обследования, отказавшись от него. По словам адвокатов, свидетели произошедшего не видели, чтобы Резник бил милиционера, он, напротив, старался разнять дерущихся.
Кроме того, в 78-й отдел милиции позвонил кто-то из жителей дома на улице Маяковского, где расположен офис «Яблока», и сообщил, что «сотрудники милиции избивают двух друзей». Это заявление также было приобщено к делу.
Защита ходатайствовала о приобщении к делу письма лидера «Яблока» Григория Явлинского в защиту Резника, характеристики, выданные секретарю петербургского «Яблока» и даже вырезки из питерской энциклопедии, в которую Резник занесен как один из самых успешных людей города. Кроме того, судье представили около 30 поручительств, подписанных знаменитыми оппозиционерами и диссидентами, депутатом городского парламента, а также двумя пенсионерами.
«Обвинение даже не пыталось аргументировать и обосновать необходимость избрания самой строгой меры пресечения, — заявили адвокаты. — Самым недопустимым образом они ссылаются на политическую и общественную деятельность Резника, на его статус, который якобы может оказать давление на потерпевших и суд. Он что, представитель власти или партии власти? Какое давление может быть?»
В общей сложности заседание продолжалось шесть часов. Судья Андреева согласилась с обвинением и посчитала, что Резник действительно может использовать свой общественно-политический статус для давления на потерпевших и суд.
В итоге лидер питерских яблочников проведет за решеткой как минимум ближайшие два месяца. А если следствие посчитает, что этого времени недостаточно для расследования, то арест продлят еще на какое-то неопределенное время. По самим статьям обвинения Резник может получить и вовсе два года заключения.
Адвокаты Резника заявили, что в среду подадут кассацию на решение Дзержинского суда.
Сторонники Резника расходились из суда подавленные. Многие говорили, что не рассчитывали, что дело примет такой оборот.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский в связи с арестом одного из своих главных внутрипартийных критиков заявил, что «не может исключить, что задержание Резника было провокационным и политически мотивированным». «Яблоко» выражает серьезную обеспокоенность развитием событий вокруг нашего товарища. Мы используем все наши возможности, чтобы содействовать объективному рассмотрению дела и привлечению к ответственности тех, кто виновен в нарушении закона в связи с этим инцидентом. Мы все желаем Максиму здоровья и скорейшего освобождения», — говорится в заявлении Явлинского.
Как сообщала «Газета.Ru», 22 марта Резник вместе с еще одним внутрипартийным оппозиционером Ильей Яшиным должен был участвовать в конференции, посвященной новой попытке объединения российских демократов на надпартийной основе. Форум должен состояться в Санкт-Петербурге. О своем участии в нем ранее заявляли лидер «Союза правых сил» Никита Белых, приостановивший членство в СПС Борис Немцов и лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров.