Совет Безопасности ООН вновь ужесточил экономические санкции против Ирана. В понедельник 14 голосами за при одном воздержавшемся Совбез принял резолюцию 1803, обязывающую Исламскую Республику в течение 90 дней свернуть ядерную программу, связанную с обогащением урана.
В противном случае вступит в действие «третий раунд» санкций в отношении Ирана, который предусматривает запрет на поездки за рубеж иранских официальных лиц, участвующих в разработке ядерной программы, замораживание счетов подключенных к атомному проекту иранских компаний и банков, а также принудительную инспекцию грузов, направляющихся в Иран.
Пятеро постоянных членов Совбеза и все непостоянные члены, за исключением воздержавшейся Индонезии, согласились, что Иран, несмотря на возражения мирового сообщества, так и не приостановил работы по созданию цикла обогащения урана и не свернул проекты, связанные со строительством реакторов на тяжелой воде. К тому же Тегеран не возобновил сотрудничество с МАГАТЭ по линии Дополнительного протокола. Как отмечает РИА «Новости», СБ ООН призвал государства «проявлять бдительность» при выделении новых кредитов и гарантий физическим и юридическим лицам Ирана.
Наиболее чувствительными мерами новых санкций, сообщает российское агентство, станет замораживание зарубежных активов двух крупных иранских банков — «Мелли» и «Садерат». В резолюции оговаривается, что финансовые ограничения против иранских банков и компаний не должны повредить осуществлению гуманитарных проектов в этой стране. «Санкционные меры не нацелены на иранский народ и не повлияют на нормальную экономическую и финансовую деятельность Ирана с другими странами», — цитирует РИА «Новости» выступление постоянного представителя Китая при ООН Ван Гуаня.
Ведением переговоров с Ираном займется верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, который должен будет в ближайшее время встретиться с главным иранским переговорщиком, секретарем Высшего совета национальной безопасности Саидом Джалили. Таково солидарное решение пяти постоянных членов СБ, включая Россию, и примкнувшей к ним Германии. С заявлением от имени этих шести стран выступил британский постпред при ООН Джон Сойерс. Он объявил, что постоянные члены Совбеза хотели бы таким образом подкрепить инициативы Соланы по урегулированию иранского ядерного кризиса, которые тот выдвинул еще в 2006 году. «Наши предложения предоставляют большие возможности для Ирана с точки зрения политики, безопасности и экономических преимуществ», — объявил британский дипломат.
По словам дипломатических источников Reuters в ООН, нынешние санкции представляют из себя самое что ни на есть «умеренное закручивание гаек», т. е. положений предыдущих двух резолюций. «Это максимум, на что мог рассчитывать Вашингтон, учитывая удивительный декабрьский доклад американской разведки, признавший, что иранская программа по созданию атомной бомбы была заморожена еще в 2003 году», — приводит агентство мысль своего собеседника.
Реакция Ирана не замедлила себя ждать. Постпред Исламской Республики при МАГАТЭ Али Ашгар Солтани в тот же день заметил, что, приняв такую жесткую резолюцию, Совбез ООН поставил под сомнение выводы доклада МАГАТЭ, представленного не ранее чем 22 февраля. В нем, напомнил дипломат, ясно указывается, что Иран не вышел за ограничения на деятельность в атомной сфере, наложенные агентством, и пошел навстречу МАГАТЭ, пытаясь помочь прояснить остающиеся у ведомства ООН вопросы.
«Резолюции Совета Безопасности ООН — это кинжал в сердце агентства; они могут подорвать доверие к нему», — цитирует информагентство IRNA слова Солтани.
Возможность этого как раз и вызвала разногласия в Совбезе в ходе обсуждения проекта резолюции. Представители Вьетнама, Индонезии, Ливии и ЮАР сошлись во мнении, что было бы неплохо подождать с санкциями, учитывая, что Иран вполне успешно сотрудничает в настоящий момент с МАГАТЭ. Однако западным дипломатам удалось убедить все эти страны, за исключением Индонезии, в необходимости одобрения документа.
Ряд стран, напротив, готовы лишь приветствовать решение Совбеза. Как говорится в распространенном в понедельник заявлении министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, «третья резолюция Совбеза является очередным ключевым шагом к осознанию того, что международное сообщество не должно уступать или попустительствовать попыткам Ирана стать ядерной державой». При этом Израиль был бы рад и односторонним санкциям в отношении Ирана, которые могли бы принять «любые страны, компании или (финансово-промышленные) группы», сообщает агентство JTA.
Резолюция 1803, разработанная усилиями Британии, Германии и Франции и принятая в понедельник, — четвертый по счету документ, налагающий на Иран санкции, и третий, предусматривающий жесткие финансово-экономические ограничения в отношении этой страны. Предыдущие две аналогичные резолюции принимались в декабре 2006-го и марте 2007 года единогласно.