В полночь в России вступил в силу мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Одновременно с ДОВСЕ было приостановлено действие связанных с ним международных договоров — Будапештского соглашения и Флангового документа.
РФ прекратила предоставление информации о перемещении войск, вооружений и техники, прием и проведение инспекций и осуществление предусмотренных этим документом мер контроля.
Однако в МИД России утверждают, что это вовсе не означает окончания диалога по ДОВСЕ с западными партнерами.
О своем решении ввести мораторий на ДОВСЕ Владимир Путин впервые заявил в апреле 2007 года в послании Федеральному собранию. 14 июля этого года указ президента, в котором отводилось 150 дней на введение моратория, был подписан и опубликован. Главу государства возмутил тот факт, что Россия оказалась одной из немногих стран, которая ратифицировала документ и выполняла все его условия на практике. Он также пояснил, что мораторий в России будет действовать до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют документ. Фактически же выход из договора стал ответом на намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей противоракетной обороны.
Основными условиями возвращения в ДОВСЕ, которые выдвинула Россия, являются компенсация дополнительного потенциала, приобретенного НАТО в результате расширения, определение параметров сдержанности в размещении сил на иностранных территориях, принятие решения об отмене фланговых ограничений для территории РФ, обеспечение участия в договоре новых членов НАТО — Латвии, Литвы, Эстонии и Словении, а также введение в действие адаптированного варианта ДОВСЕ и его дальнейшая модернизация. «Это дает нам полное основание утверждать, что наши партнеры в данном случае ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ», — заявил в послании президент. «Россия взяла мораторий не потому, что хотела переместить или усилить свои войска, а потому, что страны НАТО заняли неконструктивную позицию — они не ратифицировали адаптированный ДОВСЕ», — прокомментировал глава российского представительства Международного центра оборонной информации Иван Сафранчук.
В свою очередь, МИД России в заявлении, опубликованном в день вступления в силу моратори, сообщил, что договор уже давно перестал отвечать современным европейским реалиям и интересам безопасности. «Продолжение выполнения договора Россией в подобной ситуации правовой неопределенности ставило бы под угрозу ее национальные интересы в сфере военной безопасности», — подчеркивают в МИД России.
По словам источника в МИДе, Россия готова на диалог с западными партнерами и в период введения на ДОВСЕ моратория.
«Российская Федерация готова к продолжению ориентированного на результат диалога по ДОВСЕ и в период приостановления его действия. Надеемся, что такой диалог принесет свои плоды, разумеется, если другие государства — участники договора проявят политический реализм и волю к поиску взаимоприемлемых решений», — говорится в сообщении МИД России. В Российском внешнеполитическом ведомстве введение моратория на ДОВСЕ называют «средством борьбы Российской Федерации за восстановление жизнеспособности режима контроля над обычными вооружениями в Европе, разумной альтернативы которому мы не видим».
Кроме этого сегодня Россия вышла из договора и де-факто, разместив на Северном Кавказе две горные бригады Минобороны.
«Задача обеспечения обороны страны, которая наиболее остро стоит в самом «горячем» регионе — на Северном Кавказе, вынудила нас принять меры, которые, скажем так, выходят за рамки фланговых ограничений, установленных ДОВСЕ», — заявил в среду высокопоставленный военно-дипломатический источник в Москве. Две горные бригады, обеспеченные современным оружием и снаряжением, дислоцированы в городе Ботлих (Дагестан) и станице Зеленчукской (Карачаево-Черкесия). Дело в том, что в теории военного искусства удары с флангов всегда считались самыми эффективными, а потому ДОВСЕ вводил ограничения на концентрацию войск в этих местах. Территория Северного Кавказа считается южным флангом России и таким образом подпадает под фланговые ограничения, что, особенно в условиях военных действий в Чечне, всегда вызывало недовольство у российского армейского руководства.
Как уже писала «Газета.Ru», ДОВСЕ был заключен в Париже в 1990 году между НАТО и блоком Варшавского договора в качестве системы, которая позволила бы избежать концентрации войск в каком-либо регионе. Вскоре после этого Организация Варшавского договора, а затем и Советский Союз прекратили свое существование. На карте Европы появились новые государства, многие из них вступили в НАТО либо выражают готовность войти в эту организацию. В изменившихся условиях потребовалась масштабная ревизия устаревшего договора. Переговоры завершились подписанием Соглашения по адаптации ДОВСЕ и Заключительного акта конференции государств — участников ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года. Принципиально новым моментом в договоре стала трансформация зонально-группового подхода (соответствовавшего противостоянию двух блоков в «холодной войне») в систему национальных и территориальных уровней для каждого государства. Вместо пяти прежних географических зон вводится сеть территориальных ограничений: 28 территориальных уровней в соответствии с числом европейских участников договора, а также два подуровня — на территории России и Украины. По новой системе были введены пределы для наземных вооружений, попадающих под действие договора.