Доклад «тройки» международных посредников на переговорах по статусу Косова, представленный генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну на три дня раньше запланированного срока, по сути запускает процесс провозглашения автономным краем независимости.
Во всяком случае к такому мнению склоняются косовские албанцы, которые обещали в одностороннем порядке объявить об отделении от Сербии после установленного для переговоров дедлайна. Начиная с минувшей пятницы, демарш руководства Косово может произойти в любой день.
Направленный генсеку ООН документ констатирует провал прямых переговоров Белграда и Приштины при посредничестве ЕС, России и США, не предлагая никаких новых рецептов для урегулирования проблемы. Представители властей Косова так и не отказались от своих требований суверенитета, в то время как сербская сторона готова предоставить краю лишь широкую автономию. Однако в докладе кратко перечислены все отвергнутые сторонами варианты по определению статуса Косова, в том числе «план Ахтисаари», получивший широкую поддержку на Западе и полностью одобренный косовскими албанцами. Он подразумевает предоставление краю «управляемой независимости». Представление этого плана на рассмотрение Совета Безопасности ООН намечалось на июль этого года, однако его реализации воспротивился Белград, поддержанный Россией. Тогда по настоянию Москвы, пригрозившей использовать право вето, документ был снят с обсуждения.
К провозглашению косовцами независимости настороженно относятся все переговорщики. На вопрос, каким он видит ближайшее развитие событий, глава делегации США на переговорах Фрэнк Уиснер сказал: «Что произойдет дальше? Только то, что в будущем мой мандат как переговорщика исчерпает себя». «По моему собственному мнению, – добавил Уиснер, – власти Косово – это ответственные люди, которые признают необходимость консенсуса для будущего их края, и они будут осмотрительны и осторожны. Я уверен, что ответственность будет проявлена».
Министр иностранных дел Сербии Вук Йеремич ответил представителю США в интервью агентству AP. Он заявил в четверг, что лидеры косовских албанцев исходили из того, что «единственное, что им остается делать, – это дожидаться 10 декабря, когда истечет окончательный срок для переговоров» и когда они получат независимость «как подарок». «Ни на шаг не отступаясь от своей первоначальной позиции, заключающейся в том, что ничто не может их устроить, кроме независимости», они сделали прогресс на переговорах невозможным, считает он. И тем не менее Сербия точку ставить в косовском вопросе не намерена. Как указал Йеремич, должен быть запущен новый раунд переговоров, о чем он, находясь в Нью-Йорке, и говорил с генсеком ООН и членами Совета Безопасности ООН. По его словам, все члены Совбеза и сам генеральный секретарь выразили свое согласие с сербской оценкой сложности ситуации.
В этом Белград полностью поддерживает Москва, которая надеется, как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в ответ на «ряд компромиссных предложений», подготовленных Белградом, увидеть «встречное движение со стороны Приштины». По мнению России, озвученному заместителем директора департамента информации и печати МИД РФ Андреем Кривцовым, любые односторонние действия в регионе «практически стопроцентно вызовут обострение».
Если Косово все же будет провозглашено суверенным государством, то действия России, по словам Сергея Лаврова, «будут основываться на прочной почве международного права, включая резолюцию Совета Безопасности 1244», которая гарантирует суверенитет и территориальную целостность Югославии. В отношении того, какова будет реакция других стран на то или иное развитие событий вокруг Косова, министр заявил, что не может «брать на себя ответственность гадать, какой будет их позиция».
Российские эксперты считают, что предложение Москвы не торопиться является не просто фигурой дипломатического языка, но имеет все основания быть принятым во внимание партнерами по переговорам. «Сколько я себя помню, все стороны на переговорах всегда говорили о дедлайнах, но это, собственно, не более чем прием переговорщиков, чтобы подхлестнуть процесс», — заявил в интервью «Газете.Ru» бывший замминистра иностранных дел РФ Георгий Кунадзе. В то же время он подчеркнул, что «сути это не меняет» – «рано или поздно косовские албанцы объявят о независимости», а «Сербия этого, скорее всего, не признает».
Впрочем, уверен эксперт, катастрофы ожидать не стоит даже в том случае, если Белград выполнит свои угрозы и пересмотрит формат своих дипломатических отношений с государствами, признавшими Косово.
«Прецеденты такого рода уже были. Схожая ситуация сложилась у КНР и Тайваня, такой же принцип работал в свое время и с двумя германскими государствами», — пояснил Кунадзе, указав, что «институт признания государств в международном праве не имеет четко прописанных правил».
Бывший посол Югославии в России Борислав Милошевич категорически возражает против подобного подхода. По его словам, «признание односторонне провозглашенной независимости Косова будет незаконным и противоречит всем основным принципам международного права и, по сути, не будет актом, обладающим правовой силой». Как заявил в интервью «Газете.Ru» югославский дипломат, «позиция России в этом вопросе принципиальна, поскольку она защищает не столько Сербию, сколько сами основы международного права». «Это ее жизненный интерес, ведь не страны, выступающие за независимость Косова, а Россия является государством, где проживают сотни народов и национальностей и где проявлялись сепаратистские тенденции», — заявил Милошевич.
С такой позицией солидарен и председатель комитета по международным делам Совета федерации РФ Михаил Маргелов. «Решающее слово остается за Советом Безопасности ООН, — считает он. — Никто, кроме этого органа, не может принять легитимного решения. Совершенно безразлично при этом, поддержкой скольких стран албанское руководство Косово заручилось: в любом случае одностороннее провозглашение Приштиной независимости будет противоречить международному праву».
Как утверждает Маргелов, это сможет подтолкнуть Сербию к вводу полицейских и даже воинских соединений на территорию края.
Однозначно в поддержку идеи нелегитимности любых односторонних действий выступает и депутат Государственной думы Дмитрий Рогозин. «Действия России абсолютно прозрачны», — заявил политик в беседе с «Газетой.Ru». «Наша правда, — добавил он, – сложившаяся система международных отношений, которая больше 60 лет держит мир в состоянии безопасности – я абсолютно убежден: мы должны быть приверженцами международного права, не гнуться и не мяться в процессе рассмотрения косовского вопроса в ООН». По его словам, любые иные действия «спровоцируют войну», поскольку «есть и консенсус внутри Сербии, у которой хватит и экономических, и военных средств», чтобы «унять распоясавшуюся банду террористов», как он называет правительство края.
В связи с этим будущий постпред России при НАТО задается вопросом, почему «наши партнеры (по «тройке» переговорщиков. — «Газета.Ru») считают для себя возможным пересматривать внутренние границы уважаемого государства, члена ООН, но не рассматривают возможности пересмотра внутренних границ самого края, чтобы дать возможность сербам, компактно проживающим на территории Косово, воссоединиться с остальной Сербией». Получается, считает Рогозин, мы внутренние административные границы уважаем больше, чем внешние государственные.
Кунадзе, в свою очередь, утверждает, что «признавать или не признавать другие государства — это суверенное право каждой отдельно взятой нации». «Но по факту, если многие страны признают независимость края, а какие-то страны воздержатся от этого шага, то это будет оказывать на правосубъектность Косово большое влияние – край останется в глазах многих образованием с ограниченными правами в международных отношениях», — подчеркнул бывший замминистра.
Что касается Сербии, считает старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров, то Белград, без сомнения, «введет так называемый план действий, разработанный два месяца назад еще в ходе переговоров». Его детали, указывает эксперт, пока не раскрываются, но они точно будут включать в себя меры дипломатического воздействия и экономической блокады края.
Другой вопрос – возможная реакция Москвы на провозглашение независимого Косова в привязке к замороженным конфликтам на территории СНГ, то есть к будущему непризнанных республик Абхазии, Южной Осетии и Принднестровья.
Озабоченность в этой связи не раз выражали власти Грузии. Несмотря на то, что официальный Тбилиси с оговорками признает право Косово на самоопределение, очевидно, не желая ставить под угрозу ценный союз с Вашингтоном, в Грузии не хотели бы считать предоставление независимости отдельно взятой территории с иноэтничным населением как прецедент.
«Мы надеемся, что наши друзья и союзники на Западе займут твердую позицию по вопросу о неприменимости «случая Косово» к Грузии. Другими словами, Косово – это sui generis, уникальный в своем роде случай», — заявил в пятницу в интервью газете Financial Times премьер-министр республики Ладо Гургенидзе. В то же время глава грузинского правительства обратился и к России, которой, по его мнению, «следует отдавать отчет, что касательно Южной Осетии и Абхазии вещи должны оставаться как есть».
Основания для беспокойства у грузин есть. Как заявил в интервью «Газете.Ru» Михаил Маргелов, «Москва, как известно, не считает косовские претензии на независимость уникальным случаем». «И если такая независимость будет провозглашена и признана странами Евросоюза и США, то прецедент для прочих «непризнанных государств», конечно же, появится. Стоит раз нарушить международное право...» — многозначительно добавил политик.
Дмитрий Рогозин гораздо резче в своих оценках. «Абхазия и Южная Осетия, — утверждает он, — никогда не говорили о том, что они выделяются (из Грузии. — «Газета.Ru») как части этого государства, они просто не хотели становиться частью новой независимой страны». «Это бывшие куски советской территории, которые хотели бы сохранить единство с той частью СССР, которая является правопреемницей Союза – то есть России, и это исторический факт», — пояснил российский депутат, пообещавший даже в случае перехода на государственную службу «пытаться изнутри влиять на внешнюю политику России» по этому вопросу, с тем чтобы «максимально соответствовать интересам нашей страны».
Москва, впрочем, совершенно не обязательно должна ставить вопрос именно так, считают эксперты. «Для России сейчас самое опасное, — считает Кунадзе, – встать в непримиримую позицию «значит, нам тоже можно» и заговорить о признании независимости самопровозглашенных государств в Закавказье и Преднестровье». Эта реакция, по его словам, «была бы не просто чрезмерной, но и нерациональной и неправильной». «Однако тот факт, что Косово – это прецедент, опровергнуть нельзя. Я много слышал аргументов, служащих для обоснования того, что случай Косово уникален, но в таком случае уникальным можно признать все, что происходит в международных отношениях», — заявил эксперт.
В то же время российский дипломат признал: «За восемь лет президент приучил нас к тому, что невозможно предугадать, какое решение он склонен принять, а какое нет. Гадать, какими радикальными и далеко идущими шагами ответит Россия на провозглашение независимости Косово, не имеет смысла».