О решении России выйти из ДОВСЕ в знак протеста против того, что Запад договор не ратифицирует, Владимир Путин объявил еще во время послания федеральному собранию в мае этого года. В тот день это стало одной из главных мировых новостей, а комментаторы заговорили о начале новой гонки вооружений.
Однако депутаты Госдумы добрались до рассмотрения законопроекта только в ноябре, аккурат к началу активной предвыборной кампании.
Тем самым выход из договора оказался еще и подарком антизападно настроенному избирателю.
Сам ДОВСЕ был подписан 19 декабря 1990 года 16 государствами НАТО и шестью членами Организации Варшавского договора. Договор должен был установить паритет между враждовавшими полвека военно-политическими блоками. Но уже через полгода Организация Варшавского договора и СССР распались, а страны Восточной Европы взяли курс на вступление в НАТО. К концу 90-х значительная часть бывших стран-противников оказалась в Северо-атлантическом альянсе и сама идея паритета потеряла смысл. В 1999 году в Стамбуле было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ, по которому были введены национальные и территориальные лимиты на обычные вооруженные силы. Таким образом, вооруженный баланс должен был рассчитываться применительно к странам, а не к блокам. Однако адаптированный договор ратифицировали лишь четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Страны НАТО и США увязывают ратификацию с позицией Грузии и Молдавии, которые, в свою очередь, требуют от Москвы вывода своих войск с их территории. Москва в ответ заявляет, что базы вывела, а в республиках находятся миротворческие контингенты. Накануне рассмотрения Госдумой законопроекта, США фактически снова повторили свои требования, хотя и выразили крайнюю обеспокоенность выходом Москвы из договора.
Законопроект, одобренный Госдумой, дает президенту право возобновить действие договора в любой момент, если Кремль все же договорится с Западом.
Для этого будет достаточно одного росчерка пера. Но пока никаких признаков, что такое возможно, нет. «Видимо, некоторые наши партнеры рассчитывали извлечь дополнительное преимущество из ситуации, когда старый договор Россией выполняется, а они, произвольно трактуя его положения, кладут в карман квоты вооружений бывших участников договора вместе с расширяющимся НАТО», — возмутился, выступая в Госдуме, замминистра иностранных дел Сергей Кисляк. «Более того, — добавил он, — возникла серая зона в виде Прибалтики, которая в договор не входит».
Кисляк уточнил, что де-факто выход России из ДОВСЕ произойдет 12 декабря.
«Это вынужденное решение о введении моратория, мы даем сигнал партнерам, что обязательства должны выполняться всеми сторонами, а не только Россией», — пояснил дипломат. Помимо требования ратификации, Россия, как уточнил замминистра, требует теперь ликвидации так называемых фланговых ограничений, которые запрещают Москве передислокацию войск на европейской части России, и присоединения к договору Прибалтики.
После выступления дипломата на трибуне появилась тяжелая артиллерия — глава Генштаба Юрий Балуевский. Он объяснил депутатам, что договор ДОВСЕ от 1990 года ничего хорошего не дал и фактически позволил «без всяких ограничений развивать стратегию продвижения НАТО на восток». «Вся активная квота инспекций со стороны государств НАТО ежегодно используется в отношении России, а это, вдумайтесь в эту цифру, 46 инспекций территории РФ и 5 инспекций Белоруссии — всего того, что мы делаем на нашей территории», — пожаловался начальник Генштаба. По данным генерала, за счет стран бывшего Варшавского договора альянс превысил установленные договором групповые лимиты на десятки тысяч единиц наземных и воздушных вооружений. «Нам говорят, что это не направлено против нас. Но перефразируя известное изречение Бисмарка, позвольте сказать: Генеральный штаб предпочитает брать в расчет не намерения, а реальные потенциалы», — заявил Балуевский.
«Ресурс доброй воли исчерпан, надо принимать меры», — заключил он.
После нарисованной двумя докладчиками картины у депутатов стали рождаться мысли совсем выйти из документа.«Россию все время обманывают. Россия все кому-то верит, а НАТО уже у наших границ», — утвердждал член фракции «Патриоты России» Сергей Глотов. «Этим договором было совершено национальное предательство», — поддержал его независимый депутат Виктор Алкснис.
«Мы давно говорили об абсурдности договора, но ведь нынешний законопроект — это полумеры. Почему бы нам не прекратить его действие полностью через механизм денонсации», — предложил вице-спикер Сергей Бабурин. Но представитель МИДа Кисляк идеей не воодушевился.
«Фракция «Единая Россия» полагает, что внесенный президентом законопроект является в этой ситуации своевременным, обоснованным с политической и военной точки зрения», — сказал свое веское слово глава комитета по обороне, генерал Виктор Заварзин. За этим словом стояли 306 депутатских голосов. «Какими же надо было быть дураками, чтобы заключить такой договор», — поддержал его коммунист Альберт Макашов. Компартия дала еще 48 голосов в поддержу. Следом за мораторий выступили «Справедливая Россия», ЛДПР, «Патриоты России» и независимые депутаты. Это привело к рекордному голосованию — все 418 голосов за. Россия получила право производить и размещать у себя столько танков и самолетов, сколько сможет.