Сейчас в стране подводятся окончательные официальные итоги состоявшихся 10 июля досрочных президентских выборов. Они были назначены после бегства в Россию свергнутого президента Аскара Акаева. Из наиболее отдаленных районов высокогорной республики в Бишкек еще продолжают поступать протоколы местных избиркомов, но никто уже не сомневается в решительной победе Курманбека Бакиева.
К 10.00 мск ЦИК Киргизии обсчитал около 98% протоколов. По этим итогам получается, что у и. о. президента Бакиева 88,63% голосов. Такой расклад был очевиден еще в середине воскресенья, когда стали известны итоги опросов в столице на выходе с избирательных участков.
Согласно этим опросам, Бакиев в Бишкеке набрал более 94% голосов. Тут, правда, не обошлось без скандала: государственное радио поспешило сразу же, в разгар голосования, огласить результаты exit-polls.
Претендентов, кроме самого Бакиева, было пятеро: уполномоченный по правам человека Турсунбай Бакир-уулу (по данным на 10.00 — 3,88%), председатель партии «Демократическое движение Кыргызстана» Жыпар Жекшеев (менее 1%), президент Союза промышленников и предпринимателей Акбаралы Айтикеев (3,72%), милицейский генерал Кенешбек Душебаев и общественная деятельница Токтайым Уметалиева (менее 1% у обоих). В таком составе конкурентов победа Бакиева была полностью прогнозируемой. Дело в том, что еще задолго до дня голосования из гонки по тем или иным причинам выбыли наиболее сильные соперники Бакиева – генерал Феликс Кулов (он пошел в паре с Бакиевым) и врач-нарколог Женишбек Назаралиев.
Поэтому главной интригой избирательной кампании стало не соперничество кандидатов, а борьба за явку.
В республике действует 50-процентный порог участия в президентских выборах (общее число избирателей – около 2 млн человек). В последний момент даже пришлось изменить избирательное законодательство, чтобы голосование проходило не с 8.00 до 20.00, а с 7.00 до 21.00.
Норму удалось выполнить, но задача выдалась не из легких. Несколько сотен тысяч граждан находятся на заработках в России, Казахстане и в других странах. Еще столько же оказалось без паспортов из-за затеянной дореволюционной властью год назад и брошенной на полпути паспортной реформы.
Новой напастью стала дикая жара, необычная даже для Киргизии: 7, 8 и 9 июля в Бишкеке и других городах страны побит абсолютный максимум температур этих дней за столетний период метеорологических наблюдений. В Бишкеке было около 40 градусов. Вместо участия в выборах многие предпочитали передохнуть от жары на даче или в деревне.
Избирательные участки открылись и за пределами страны. Интересно решило проблему привлечения электората посольство Киргизии в Москве. Киргизские дипломаты договорились с московской мэрией о следующем. Во-первых, московские милиционеры в этот день подчеркнуто вежливо ведут себя с киргизскими гражданами, у которых им довелось проверять документы. Во-вторых, они ненавязчиво напоминают жителям Киргизии о необходимости участвовать в голосовании. Это, кстати, не помогло Аскару Акаеву, его жене и сыну, которые в том же посольстве проголосовать не смогли. Они не нашли себя в списках приписанных там избирателей.
Бакиев уже празднует победу. Известно, что отмечать это событие в его штабе начали еще ночью. В понедельник утром Бакиев вышел к прессе и объявил, что нынешние выборы – «первые честные и демократические в Киргизии».
У проигравших иное мнение. Жыпар Жекшеев считает, что нынешние выборы ничем от прежних не отличаются. А Турсунбай Бакир-уулу обвинил губернатора Иссык-Кульской области в изощренной провокации. Якобы в день выборов на губернаторском служебном автомобиле развозили листовки с черным пиаром – призывали всех мусульман голосовать за Бакир-уулу, чтобы ложно обвинить его самого в незаконной агитации в день голосования. Руководство Иссык-Кульской избирательной комиссии немедленно опровергло эти слова Бакир-уулу.
Свои замечания сделали и иностранные наблюдатели. Например, миссия наблюдателей СНГ во главе с Владимиром Рушайло отметила многочисленные неточности в списках избирателей, впервые вывешенные для всеобщего ознакомления.
С другой стороны, наблюдатели из СНГ и других государств хвалили прозрачные урны и процедуру маркировки пальцев бесцветной жидкостью, светящейся в ультрафиолетовых лучах, – для недопущения повторного голосования (такой метод американцы испытали в Афганистане).
Киргизская милиция явно боялась больших нарушений. Существовали опасения, что 10 июля в республике в том или ином виде могут повториться события 17 июня, когда толпа сторонников исключенного центризбиркомом из списка кандидатов бизнесмена Урматбека Барыктабасова захватила в Бишкеке Дом правительства.
Барыктабасовцев разогнали дубинками и слезоточивым газом.
Милиции на избирательных участках дежурило как никогда много. Под строгими взорами милиционеров и прошли выборы, которые легитимизировали «революцию тюльпанов».
После выборов, уже в понедельник в Киргизии стало чуть прохладнее. Однако теперь законному лидеру революции Бакиеву предстоит горячее лето формирования постоянного правительства и реформирования государственных структур, систем здравоохранения и образования. Грядет и реформа конституции. И паспортный вопрос тоже предстоит решать: абсурдно, но несколько месяцев в Киргизии не выдаются ни внутренние, ни заграничные паспорта.
Впрочем, один важный вопрос, — кому быть премьер-министром, — решен заранее.
Накануне выборов Бакиев подписал соглашение с популярным политиком Феликсом Куловым, бывшим вице-президентом республики, о том, что в случае победы назначит Кулова премьер-министром с расширенными полномочиями. Поскольку Бакиев считается представителем Юга Киргизии, а Кулов – Севера, то выполнение их соглашения становится вопросом сохранения единства страны.