Прокуратура Москвы приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела как в отношении авторов обращения в Генпрокуратуру, просивших запретить ряд еврейских организаций, так и по факту издания книги о старинных еврейских законах «Шульхан арух».
Причины прокуратура не разъясняет, однако, по сведениям израильской Ha`aretz, очевидно, не знающей о полной независимости российской прокуратуры, решение о прекращении проверки принято во вторник по итогам встречи Михаила Фрадкова с вице-премьером Израиля Эхудом Ольмертом, находящимся с официальным визитом в Москве.
На переговорах Ольмерт сказал, что Израиль ждет от российского руководства решительных мер по противодействию антисемитизму, а не только осуждения на словах. Он также собирался высказать «очень неприятные слова в адрес российского руководства» на встрече с Владимиром Путиным, однако это уже не понадобилось: скандал быстро замяли.
Экс-глава Российского еврейского конгресса, совладелец группы МЕНАТЕП Леонид Невзлин, хорошо знающий пределы независимости прокуратуры в России, в беседе с «Газетой.Ru» согласился с тем, что только из-за вмешательства Ольмерта делу не дали ход.
По словам Невзлина, Путин «смог дозвониться до генпрокурора и добиться закрытия дела в отличие от ситуации с ЮКОСом, в которую президент не вмешивается в связи с отсутствием у него мобильного телефона».
По мнению Невзлина, окружение президента состоит сплошь из антисемитов. «Антисемитские высказывания допускают в определенном кругу генпрокурор Устинов, его заместители Колесников и Бирюков, заместители главы кремлевской администрации Сечин и Сурков, многие высокопоставленные сотрудники ФСБ и МВД». Бывший глава РЕКа считает, что «страной управляет система, для которой антисемитизм является одной из руководящих идеологий, позволяющих им уверенно себя чувствовать, выстраивать удобную знаковую систему друг-враг».
Решение еврейского вопроса с помощью прокуратуры впервые после сталинского «дела врачей» угрожало российским иудеям. Пять тысяч граждан, у которых вызывало приступы аллергии мелькание еврейских фамилий в сводках новостей, решили подписаться под откровенно антисемитским письмом, в котором евреев разве что не обвиняли в потреблении крови христианских младенцев. Незадолго до этого в прокуратуру было направлено почти идентичное письмо, только под ним стояли подписи некоторых депутатов Госдумы. После общественного резонанса, вызванного дремучим текстом, за антисемитизм в стране пришлось перед евреями извиниться президенту Путину, а скандал решили замять — на депутатов надавили главы фракций, и те отозвали письмо. Однако вслед за ним пришло письмо уже от простых граждан — тех самых пяти тысяч.
Друг за другом прокуратура Санкт-Петербурга и Басманная межрайонная прокуратура Москвы не нашли ничего предосудительного в письме антисемитов. Чтобы окончательно решить вопрос, Московская горпрокуратура отправила письмо на дополнительную проверку. На прошлой неделе в прокуратуру с подробными разъяснениям содержания «Шульхан аруха» приходил раввин Зиновий Коган – глава организации — издателя русской версии книги. Как он рассказал «Газете.Ru», следователи беседовали с ним интеллигентно и внимательно слушали его неспешные рассказы о жизни евреев в XIV веке. При этом он согласился, что тексты древние и действительно особой политкорректностью не отличаются.
Сегодня «Газета.Ru» связалась с другим раввином, который в прокуратуру не ходил, но о содержании скандальной книги знает очень хорошо. По мнению замдиректора Института изучения иудаизма в СНГ раввина Шаи Гиссера, никто и не должен требовать от старинной книги политкорректности. «Любая религиозная доктрина зиждется на своей исключительной самодостаточности, иначе бы она просто не существовала. Те, кто ждут от трудов отцов церкви, или от «Шульхан аруха», или от Корана, или от любого другого религиозного свода, особенно законодательного, свободы, равенства и братства, – эти люди или неумные, или нечистоплотные. Это фальсификация такая же, как если бы кто-то сегодня начал анализировать труды Библии с помощью декларации прав человека ООН», — считает бывший главный раввин Одессы.
Кроме того, по его словам, антисемиты намеренно вырвали слова из контекста. «Например, суждение о том, что еврейке не следует помогать нееврейке при родах, объясняется там же в тексте очень просто. Там сказано так: если она не является профессионалкой-акушеркой, ей нельзя по своей воле принимать участие в родах, потому что в случае неудачи будут обвинять не ее в отсутствии профессионализма, а евреев вообще. Поэтому, если она профессионал, она отказать в этой помощи не может, и об этом написано рядышком, на той же странице».
Сам раввин поддерживает мнение Невзлина о том, что дело не завели, просто чтобы не поднимать скандал.
Кроме того, Гиссер считает бесполезной затеей встречный иск к антисемитам. «Понимаете, когда одна сторона, сторона закона или сторона истца, все время связана какими-то моральными рамками и этическими рамками, а противоположная сторона считает себя совершенно свободной от правил этики и морали – очень тяжело вести диалог даже на уровне судебного разбирательства», — заявил он «Газете.Ru». По его словам, те, кто подписали письмо, требуют внимания «не правоохранительных органов, а здравоохранительных». «Это люди, которые нуждаются в немедленной услуге психиатра. Но инициаторы этого наверняка просто нечистоплотные люди. Там есть ведущие и ведомые люди. Ведомые больны, ведущие – подлы».