«Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Первый полный русский перевод этой еврейской книжки появился в 1860 году. Другая древняя еврейская книга — «Кицур шульхан арух», которая состоит из краткого содержания иудейских законов, описанных в Талмуде, — была издана на русском языке только в 1999 году. Спустя пять лет после издания россияне, а точнее, их часть, озаботились ее содержанием. После празднования 2005 года от Рождества Христова группа депутатов Госдумы из фракций КПРФ и «Родина» направили в Генпрокуратуру письмо с требованием запретить еврейские общественные организации как экстремистские. Подписи под запросом поставили 20 народных избранников, а также несколько сотен националистически настроенных общественных деятелей. Позднее под давлением руководителей фракций инициатор послания депутат «Родины» Александр Крутов письмо отозвал. Однако позже оно в немного видоизмененном виде появилось в прокуратуре опять, вместо депутатов его теперь подписали пять тысяч обычных и известных граждан. Подписанты, как и в первом письме, приводят подробные выдержки из свода законов «Кицур шульхан арух» и делают вывод о «реальном еврейском шовинизме и бесцеремонности, которые демонстрируются в России и по сей день»
На этой раз общественный резонанс был не меньше. Свое осуждение официально выразили думский комитет по религиозным и общественным организациям, Русская православная церковь и главный раввин России Берл Лазар.
А издатель русской версии упомянутой книги — Конгресс еврейских и религиозных общин и организаций России (КЕРООР) — выразил сожаление о том, что составитель письма — «бывший еврей Миша Назаров, ранее известный нам как последовательный диссидент, невозвращенец и сотрудник «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов), — сейчас сменил свою веру не то на язычество, не то на псевдоправославное сектантство и является главным идеологом антисемитского движения в России».
Как бы то ни было, в еврейских разборках, вызвавших международный резонанс, пришлось участвовать прокуратуре. Сначала прокуратура Санкт-Петербурга не нашла ничего предосудительного в письме антисемитов, а 10 июля решение об отказе в возбуждении уголовного дела вынесла также и Басманная межрайонная прокуратура Москвы. Однако несколько дней назад Московская горпрокуратура снова отправила письмо на доследование.
Чтобы окончательно разрешить ситуацию, прокурорским сотрудникам потребовалась помощь раввина. Как рассказал «Газете.Ru» глава КЕРООР, бывший советский инженер-гидротехник, а теперь раввин Зиновий Коган, повестку ему не посылали, он сам пришел.
О содержании беседы с работниками прокуратуры раввин, так же как и следователю — подробно и неспешно, рассказал «Газете.Ru»:
— Я рассказал следователю, что первая хрестоматия, которую назвали «Шульхан арух», что в переводе означает «накрытый стол», была создана, если мне не изменяет память, около 700 лет тому назад Иосифом Каро и другим раввинами. Из огромного Талмуда они собрали хрестоматию из всего 16 томов, включив то, что считали самым важным на тот момент. Прошло 600 лет, и издается новая книга, которая называется «Короткий накрытый стол» — «Кицур шульхан арух». Эта книга была издана в России в царское время как минимум один раз, но на древнееврейском языке. Во всем мире она тоже издана, даже на разных языках.
— Было ли следователями возбуждено уголовное дело по факту якобы имеющегося в этой книге еврейского экстремизма?
— Уголовного дела не было, и мой вызов был связан с тем, что у городской прокуратуры, видимо, появилось еще несколько вопросов, которые они хотели прояснить. Как и год назад, я был приглашен в прокуратуру Басманного района, но по решению теперь городской прокуратуры, с тем чтобы дать дополнительные разъяснения по переводу, изданию и распространению этой книги. Одновременно и по содержанию были вопросы, на которые обращали внимание наши граждане россияне. Например, меня спросили: «Вот вы, Зиновий Львович, сами пишете, что вы опустили фразы в тексте русского варианта, ибо они могли быть расценены как безосновательные оскорбления людей других религий или национальностей, так?» Я говорю: «Конечно». Я действительно внес некие сокращения, не больше пяти --десяти, то есть сделал из «Шульхан арух» «табуретку».
— И все-таки, например?
— Ну, например, в древнееврейской версии есть такая фраза: «Брату одалживай деньги взаймы без процентов, а чужому с таким процентом, чтобы он его сожрал». Вот. Мне это показалось, мягко говоря, некорректно, да и несправедливо.
А вообще-то, жизнь подтверждает это: ведь банки не смотрят, кто берет деньги и какой он национальности. На самом деле есть комментарий. Он такой: брат — это тот, кто живет с тобой на одной земле и пьет воду из одной реки. И тогда вы зависимы друг от друга, и это не просто сосед, а твой брат. А чужой — это тот, кто тоже занимается бизнесом, но он безразличен к этой земле или реке.
Задавали мне вопросы и относительно человеконенавистнической религии и идолопоклонства. Я объяснил, что глава об идолопоклонстве не имеет никакого отношения к современным странам.
Практически во всех странах живут евреи, и нигде идолопоклонства нет, тем более с человеческими жертвоприношениями. В нашей книге вообще не упоминаются никакие религии и народы. Есть упоминание «акумы», но это аббревиатура. Это не название какого-то народа и тем более религии. Акумы — это те, кто служат звездам. Это аббревиатура слова.
И скрещенные палки (в письме говорилось о том, что евреи запретили скрещенные палки, авторы письма расшифровали это как выпад в сторону христианства — «Газета.Ru») — это тоже не относится. Честно говоря, я даже не знаю, что это за палки — кривые они должны быть или прямые. Что я знаю точно, что христианство канонизировало все еврейские религиозные книги, то, что мы называем Библией, — Танах, это признание единого Творца, и это самое важное. Абсолютно опровергаю обвинения, что мы завуалированно внушаем евреям, что другие религии — это религии идолопоклонства, в частности, христианство или ислам.
— Как вы сами-то относитесь к письму антисемитов?
— Письмо разное. Если человек читает и вдруг видит: елки-палки, как же это так — то действительно надо ему разъяснить, как оно есть на самом деле. Ведь там действительно тексты древние и особой политкорректностью не отличаются. Составлял это письмо человек, который внимательно все прочитывает, — Михаил Назаров. А те люди, которые подписали, я боюсь, что многие и в глаза не видели эту книгу и точно не читали. Например, депутат Собко, который в программе Познера говорит: «Ну как не возмущаться, я вот беру (берет листок бумаги) и читаю: «Иди и убей христианина», вот написано».
Представьте себе, все, кто сидел там, — великие мужи наши, хорошие люди сами по себе, но никто, конечно, не читал книгу, в том числе и Слуцкер (глава Российского еврейского конгресса) не читал. Они принимают за чистую монету, начинают рассуждать об этом.
Там нет этой фразы про убийство христианина... Возможно, она где-то и есть. Я не знаю, я всей книги не читал, но в нашем издании ее нет точно.
Я думаю, ее вообще нет. Евреи, которые живут 2000 лет в христианском мире, как они бы выжили с таким выражением? Я сомневаюсь. Причем даже в письме Назарова, который внимательно все читал, такого обвинения не было. Это было бы обвинение № 1 в этом заявлении.
— А прокурорскую проверку вы не считаете актом государственного антисемитизма?
— Я не считаю, что это акт государственного антисемитизма, более того, я считаю, что государство проявило выдержку.
Все христианские конфессии, что говорить, даже «Единая Россия», поступили мудро.
Прокуратуре, раз получила обращение хотя бы одного россиянина, полагается проводить проверку. Видимо, так полагается, я не работал в прокуратуре. По ощущениям, это была, скорее, проверка, чтобы с полным основанием на то закрыть дело, а не желание что-нибудь раскопать для дальнейшего заведения уголовного дела.