О возможности скорого введения санкций против продавцов и покупателей военных технологий сообщила в понедельник Washington Post. Газета ссылается лишь на анонимные осведомленные источники в Белом доме. Согласно им, президент США Джордж Буш готовится подписать соответствующую резолюцию уже на этой неделе, еще до отъезда в Шотландию на саммит «восьмерки». Таким образом он, с одной стороны, накануне саммита G8 даст сигнал России и Китаю, которых США считают главными поставщиками технологий и материалов двойного назначения, с другой — утвердит свои лидерские позиции в вопросе нераспространения ОМП.
Если верить Washington Post, продавцов и покупателей военных технологий, оборудования и вооружений США будут вычислять и наказывать самостоятельно, то есть без участия инспекторов и специалистов ООН.
Поиском нарушителей займутся американские разведведомства, в первую очередь ЦРУ. На основе их разведданных США предполагают вводить экономические санкции в отношении нарушителей (характер американских санкций традиционен: всем компаниям, торгующимся на NYSE, будет запрещено иметь деловые контакты с фирмами, попавшими под эмбарго). По словам источников Post, «штрафовать» планируется не государства, а отдельные промышленные предприятия и банки, замеченные в продаже военных технологий или кредитовании подобных сделок.
Пока в черном списке Вашингтона восемь предприятий, семь из которых занимаются разработкой ракетных программ, но не имеют дела с химическим, биологическим и ядерным оружием. Согласно источникам Washington Post, три предприятия находятся в Северной Корее, четыре — в Иране (причем с случае с Ираном США считают предприятием-нарушителем, как ни странно, министерство промышленности страны). Еще одну фирму-нарушителя США обнаружили в Сирии. По данным ЦРУ, там разработкой ОМП занимается правительственный научно-исследовательский центр. Никто из «восьмерки» — это обстоятельство особенно выделяет Washington Post — не попадал пока под действие международных или американских санкций (правда, Сирия, КНДР и Иран в разные периоды подпадали под американские экономические санкции целыми государствами).
Особенностью планируемых Вашингтоном мер является то, что они впервые затронут и партнеров стран, подозреваемых в производстве ОМП. Как пишет WP, речь идет о возможном ограничении деятельности банков, предприятий и отдельных граждан зарубежных государств на территории США. По словам правительственного источника, ограничительные меры направлены в первую очередь против российских и китайских компаний, банков и лиц, имеющих активы в США.
Хотя источники Post никак не обозначили возможные объекты санкций в России, эти цели все-таки можно прогнозировать.
Самые большие шансы быть оштрафованными — у российских оборонных предприятий, к которым Вашингтон в прошлом уже применял санкции. Напомним, что госдепартамент США еще в марте 2003 года обвинил в незаконной торговле с Ираком российские фирмы «Авиаконверсия» и Конструкторское бюро приборостроения (КБП) из Тулы. После свержения режима Саддама Хусейна наказания за сотрудничество с Ираком стали не актуальны. На настоящем этапе нашу страну могут, вероятнее всего, наказать за сотрудничество с Ираном в атомной сфере. Напомним, что в конце марта комитет по международным делам конгресса США уже угрожал исключить Россию из «восьмерки» — в том числе за строительство АЭС в Бушере.
Из-за Ирана Россия попадала под американские санкции и раньше.
В 1999 году они были введены против Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ), которым в то время руководил будущий глава Минатома Евгений Адамов, против Московского химико-технологического института им. Менделеева, против московского НИИ «Графит», а также компаний «Европалас-2000» и МОСО. Поводом стало сотрудничество в ядерной области. НИКИЭТ, например, обвинялся в том, что он помогал Ирану производить тяжелую воду, а НИИ «Графит» — в поставках базальтового препрега, специального вида стеклоткани, который, как подозревали американцы, мог использоваться в ракетостроении. В сентябре 2003 года Вашингтон ввел санкции против тульского Конструкторского бюро приборостроения, еще через полгода под санкции попал омский Машиностроительный завод им. П. И. Баранова и гражданин Вадим Воробей, а в сентябре прошлого года — российская компания «Хазра трейдинг». Обычно режим санкций ограничен по времени. Против НИКИЭТа, к примеру, он действовал в течение пяти лет, против тульского КБ – только год.
Впрочем, полной уверенности в том, что планируемый Вашингтоном режим санкций обретет в скором времени юридическую силу, нет. США опасаются, объясняет Post, что после введения санкций администрации Буша придется столкнуться с волной исков, которые наверняка подадут в международные суды оштрафованные предприятия и организации.
США же будет сложно представить доказательства, полученные по линии ЦРУ, поскольку такая информация составляет государственную тайну.
Поэтому, говорят американские журналисты, не следует ждать шквала обвинений в адрес продавцов и покупателей военных технологий. Вашингтон будет тщательно проверять информацию спецслужб, прежде чем выдвинуть обвинения. Кроме того, предсказывает Post, США наверняка захотят разделить ответственность за санкции с ближайшими союзниками — прежде всего Великобританией, Францией и Германией — странами, играющими активную роль в переговорном процессе с Ираном. Причем ожидается, что на Тегеран, где только два дня назад поменялось светское руководство, США будут давить совсем деликатно.