Опасаясь повторения столкновений минувшей пятницы, когда для разгона демонстрантов пришлось привлекать армейские соединения, а также во избежание очередного штурма Дома правительства и расположенного в нем ЦИКа киргизские власти решили самоизолироваться.
В в понедельник с раннего утра сотрудниками милиции и военными была оцеплена центральная площадь Бишкека перед зданием Дома правительства.
Площадь перекрыли силами подразделений МВД Киргизии и внутренних войск, закрыта площадь и для проезда автотранспорта. В руководстве киргизского МВД не стали даже отрицать профилактического характера этой акции. «Эти меры приняты для пресечения возможных провокаций деструктивных элементов», — сообщили «Интерфаксу» в республиканском МВД. Помимо этого милицейское руководство отчиталось в том, что сотрудники их ведомства продолжают круглосуточно проверять въезжающей в Бишкек из регионов пассажирский автотранспорт. «Это делается с целью предотвратить завоз в столицу людей для организаций беспорядков», — сказали в МВД.
Таким образом, новое киргизское руководство пытается подстраховаться от повторения опробованного ими самими революционного сюжета, когда угроза власти экс-президента Аскара Акаева пришла именно из провинции. Руководство же наиболее взрывоопасных регионов теперь ежедневно отчитывается перед центром о положении дел. Так, в госадминистрации Иссык-Кульской области, откуда приехало большинство участников пятничной акции протеста, сообщили, что минувшие выходные прошли в области спокойно и каких-либо инцидентов не зарегистрировано.
Напомним, причина беспокоиться у нового киргизского руководства появилась в минувшую пятницу. Именно в тот день сторонниками снятого с выборов претендента на пост президента Киргизии Урмата Барыктабасова было захвачено здание Дома правительства. ЦИК лишил Барыктабасова регистрации по причине его двойного киргизско-казахстанского гражданства, в ответ более 500 сторонников кандидата после митинга начали штурм правительственного здания.
Бунтовщикам удалось удерживать здание больше двух часов, пока они не были выбиты оттуда правительственными войсками.
Уже на следующий день после усмирения бунта новые киргизские власти дали понять, что не потерпят повторения подобного сюжета. Вице-премьер киргизского правительства Данияр Устенов заявил о начале в стране «контрреволюции» и объявил ей войну. Высокопоставленный чиновник предложил киргизским силовикам искать своих Зиновьевых и Каменевых всюду — среди нынешних представителей исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, где остаются сторонники Акаева, недовольные нынешней властью Киргизии. Вице-премьер рассказал, что свергнуть молодую киргизскую демократию пытаются приверженцы старого режима, и фактически объявил войну всем крупным функционерам времен Акаева. Вслед за вице-премьером слово взял генпрокурор республики, пообещавший уже на этой неделе выслать в Москву спецгруппу, которая допросит экс-президента Киргизии, его жену и зятя, а также бывшего премьер-министра страны Николая Танаева. По факту беспорядков Генпрокуратура завела уголовные дела по статье «Попытка государственного переворота», и, хотя всех задержанных в ходе столкновений в итоге отпустили, ограничившись судебным предупреждением, власть дала понять, что в дальнейшем столь мягкими санкциями новые революционеры не отделаются.