О появлении в «Единой России» течения «социального консерватизма» было объявлено в четверг на специальном организационном мероприятии, своего рода учредительной конференции. Возглавил группу председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. Ее костяком стали бывшие члены партии «Отечество – вся Россия». В группу вошли пока 19 человек. «Примерно столько же, сколько у наших оппонентов», — с гордостью сообщил Исаев. Впрочем, в анонсах заявлялось о 16 членах, но в последний момент о согласии поставить свои подписи под программным заявлением сообщили мэры Ставрополя и Волгограда, а также губернатор Краснодарского края. Их фамилии и копии подписей сотрудники думского управления спешно вписывали прямо во время выступления Исаева. По всей видимости, согласие на свою подпись главы городов и губернатор давали по телефону.
В отличие от правого крыла «Единой России» левое не стало адресовать свое обращение к товарищам по партии, у подготовленного ими текста вообще нет адресата – документ называется «Во имя единой России».
Конкретики в нем мало – есть только открытая критика коллег, заявивших об авторитарных тенденциях власти, и общий взгляд на происходящие в стране процессы. Причем взгляд достаточно странный и непоследовательный. Так, в тексте отмечается, что и пенсионная реформа, и реформа ЖКХ, и налоговая политика «носят несправедливый характер, а проводимые масштабные и необходимые реформы зачастую приводят к противоположному результату – ухудшению жизни людей», зачитал из манифеста Исаев. Однако в искренность его возмущения сложно поверить, так как г-н Исаев имел самое непосредственное отношение к утверждению «несправедливого характера» социальных реформ. Именно он, к примеру, курировал в Госдуме пакет законов об отмене льгот, когда они проходили согласование в комитете по труду и социальной политике, который Исаев и возглавляет.
«Очевидно, что в ходе реализации реформы либерально настроенные члены нашей партии и их сторонники в правительстве руководствуются не государственным, а бухгалтерским подходом, ставят виртуальные экономически цели выше интересов живых людей», — предположил Исаев. В ходе завязавшейся дискуссии «сторонников в правительстве» разоблачили. «Почему, когда разные точки зрения есть в правительстве, побеждает только одна – Грефа--Кудрина? Вот я ставлю перед собой эту загадку и имею ответ на нее, но не буду пока говорить, вы сами подумайте!» — обратился к коллегам аграрий Геннадий Кулик.
Другой призыв письма – усилить государство – оказался скрытой критикой однопартийцев, заявивших об усилении в России авторитарных тенденций.
В «левом крыле» упоминания про авторитаризм сочли «противоречием предвыборным обещаниям партии». Ведь «Единая Россия» на выборах «обещала поддержать людей, а не олигархов и крупный бизнес». «Сейчас, когда бизнесу сделаны серьезные налоговые уступки, раздаются призывы к большему снижению налогов. Уплату и нынешних сниженных налогов некоторые члены нашей партии хотят сделать необязательной, призывая ограничить возможность предъявления налоговых претензий трехлетним сроком давности», — записано в манифесте левых единороссов.
Другой пассаж коллег справа по поводу арестов адвокатов ЮКОСа, напомнивших им 1937 год, коллеги Исаева раскритиковали как «защиту олигархов и их адвокатов». «Нам жаль, что наши коллеги выбрали в качестве основного объекта опеки и защиты олигархов и их адвокатов, не видя проблем и страданий миллионов граждан. Адвокат, участвующий в уголовном процессе, находится под охраной закона, но это не означает, что он должен оставаться безнаказанным, совершая сам преступные действия», — отметили подписанты.
После зачитывания письма и продолжительной речи о необходимости построить социальное, сильное государство Исаев предложил высказаться другим членам фракции. Однако другие коллеги неохотно подхватили дискуссию. Каждый говорил о своем. Алексей Сигуткин из комитета по обороне, бывший до избрания советником министра внутренних дел Бориса Грызлова, посетовал на тяжелую участь милиционеров. «У нас в обществе мнение, что человек в погонах – это бездельник и вор. Но я на встречах с избирателями задаю вопрос: скажите, кем тогда являются 360–380 милиционеров, которые ежегодно погибают, защищая вас в мирное время? За полтора года мы не сделали никаких шагов по защите правоохранительных органов. Общество ждет, что будет борьба с коррупцией, но реальных шагов, которые бы общество увидело, нету», — печально констатировал десантник Сигуткин.
«У нас есть вопросы не только по поводу внутренней политики, но по реализации прав россиян за пределами России: мы не можем одновременно говорить о развитии этой темы и дружить с какими-нибудь одиозными Туркменбаши, которые наших соотечественников угнетают», — констатировал Константин Затулин из Комитета по делам СНГ.
Креативнее всех к выступлению подошел член фракции ЕР, одномандатник Валерий Гальченко, призвавший сторонников «социального консерватизма» искать новые брэнды, которые должны прийти на смену «брэнда президента Путина».
«Нам нужен свод символов, пантеон героев, которые станут позицией гражданского самосознания. Нам нужны новые брэнды России. Большевики после прихода к власти начали создавать такой пантеон. Тем же занимаются США, многие символы которых – образец для подражания как внутри страны, так и для многих наших якобы либералов. Но за годы либеральных реформ не создано ни одного такого символа, кроме олигархов», — посетовал Гальченко, завершив выступления тем, что считает «важным открытие дискуссии внутри партии».
«Нас можно назвать «крылом», можно — социальным течением», — пояснил после заседания журналистам сам Исаев. Он отрицает, что оформившееся разделение приведет к расколу ЕР на две партии, хотя и не исключил, что после предстоящих в 2007 году парламентских выборов единороссы могут разделиться на две фракции. «Единая Россия» не должна превращаться в партию либеральной элиты, а должна оставаться массовой, народной, социальной партией».
Появятся ли в партии власти в ближайшее время новые «крылья», прогнозировать сложно.
Скорее всего, внутрипартийная дискуссия ограничится уже размеченными рамками – есть группа, которая как бы тянет партию вправо, и есть группа, предлагающая стать как бы еще левее.
В каждой из них – по два десятка человек, всего же только во фракции ЕР в Думе 300 депутатов, которые тихо со стороны наблюдают за этим вулканом внутрипартийных страстей. Они ждут, что скажет начальство. Начальство же, видимо, умиляется столь неожиданно смелому и местами даже нелицеприятному обмену мнениями. «Он не выражает свои предпочтения и находится над схваткой», — пояснили позицию спикера Бориса Грызлова в его пресс-службе. Впрочем «схватка» эта будет продолжаться недолго – уже в субботу конец ей будет положен на Генсовете «Единой России», где должен будет решаться вопрос об идеологической составляющей партии, в настоящее время полностью отсутствующей. И, очень может быть, что ни влево, ни вправо партия власти так и не двинется, а останется лежать посередине. Без крыльев.