Сторона защиты в очередной раз ходатайствовала о возможности провести допрос специалиста в банковской сфере. Адвокаты Ходорковского обратились к Константину Любченко с просьбой прояснить, насколько была правомерна инвестиционная деятельность МФО МЕНАТЕП, которое в 1994 году выдало АОЗТ «Волна» гарантийное письмо о подтверждении выполнения инвестиционных обязательств перед государством.
Речь идет об эпизоде, по которому Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обвиняются в присвоении 20% акций ОАО «Апатит» мошенническим путем с помощью подконтрольной МЕНАТЕПу организации АОЗТ «Волна», которую возглавлял еще один подсудимый — Андрей Крайнов. Эта компания победила на инвестиционном конкурсе, устроенном РФФИ Мурманской области. Как и еще двум фирмам-участницам, АОЗТ «Малахит» и АОЗТ «Флора», банк МЕНАТЕП гарантировал выполнение акционерными обществами закрытого типа финансовых обязательств по инвестиционному проекту в случае признания любого из них победителем на инвестиционных торгах по продаже пакета акций АО «Апатит».
По мнению следователей, коммерческий банк МЕНАТЕП не имел права выдавать гарантийное письмо АОЗТ «Волна».
Для разъяснения этого вопроса адвокат Генрих Падва пригласил члена экспертного совета при Счетной палате РФ, эксперта по гражданскому законодательству при председателе Государственной думы, академика Академии естественных наук РАН Константина Любченко, который также в разное время занимал различные должности в Центробанке, включая должности заместителя председателя и руководителя юридического департамента.
Как обычно, государственный обвинитель был категорически против приглашения эксперта и утверждал, что «нет достаточных оснований для удовлетворения» ходатайства защиты. Как и в случае со специалистами по налоговому законодательству, которых приглашала защита бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, прокурор Дмитрий Шохин считал, что данный эксперт не компетентен в этой области, занимался адвокатской деятельностью, а также ему не известно, на основании каких материалов эксперты делали свои заключения. Тем не менее суд, который по закону не может отказать в требовании защиты о допросе специалиста, удовлетворил ходатайство защиты. При этом еще до допроса эксперта судейский состав включил в уголовное дело само заключение специалиста, несмотря на яростное сопротивление гособвинителя.
Константин Любченко подробно рассказывал о существующей практике и законодательных нормах о деятельности банков в середине 90-х. По существу вопросы задавала только стороны защиты. Прокурор интересовался только подробностями заключения договоров, а суд спрашивал подробности деятельности Любченко, чтобы убедиться в компетентности эксперта.
«Все то, что обвинение называет незаконным, он опровергает. Все соответствовало существующей практике и законодательству», — обобщил заключение специалиста адвокат Генрих Падва корреспонденту «Газеты.Ru».
После специалиста адвокатам разрешили допросить свидетеля — бывшую помощницу Михаила Ходорковского Татьяну Анисимову, которая также работала в МФО МЕНАТЕП и знает бывшего главу НК ЮКОС со студенческих лет. Она рассказала о своей работе с подсудимым, а также с еще двумя обвиняемыми, скрывающимися от следствия. Она заявила, что у нее создалось впечатление, что юридический советник Ходорковского Виктор Прокофьев и крупнейший частный акционер Group MENATEP Владимир Моисеев могли заниматься какими-то дополнительными делами. Так, она сообщила, что периодически Моисееву, с которым Анисимова проработала в одном кабинете 3 года, звонили люди, и это не было связано с деятельностью компании. Также ее удивило, что в своих служебных зарубежных командировках она периодически встречала коллег, которые занимались там своими делами.
Следующее заседание по объединенному уголовному делу бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, экс-руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева и бывшего генерального директора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова состоится 10 февраля в Мещанском суде.